Сказки не повинны в детских страхах; не они внушили ребенку мысль о зле или уродстве — эта мысль живет в нем,
ибо зло и уродство есть на свете. Сказка учит ребенка лишь тому, что чудище можно победить.
Дракона мы знаем с рождения. Сказка дает нам святого Георгия.

Гилберт Кит Честертон

"Лабиринт Фавна" - безусловно, лучший фильм Гильермо дель Торо, сочетающий причудливую фантастичность образов и глубокую проработку характеров и образной системы. Он одновременно голливудский по эффектам и размаху и обладает всеми качествами, чтоб получить номинацию на "Оскар" как лучший иностранный фильм и сорвать овацию в Каннах.
Итак, франкистская Испания, гражданская война и немного забитая мечтательная девочка. Из этой данности вырастает, что неудивительно, история в духе Астрид Линдгрен - про одинокого, лишенного эмоционального тепла ребёнка, живущего больше в мире волшебства/фантазии, чем в холодно-агрессивном мире взрослых. Но если вышедший в том же году "Мост в Терабитию" развивает худшие черты линдгреновских сказок и превращается в гимн безудержному эскейпизму, то фильм дель Торо, напротив, очищает эту сюжетную схему от вредной сахаристой сентиментальности. Страна фей- будь это реальность, фантазии или бред - ничуть не обещает спасение от трудностей; но, возможно, она предлагает испытания, с которыми Офелия может справиться.
Мне кажется очень важным отметить, что первое столкновение Офелии с волшебством - это встреча с палочником. Этот жук не слишком-то похож на пикси из детской книжки, но девочка тут же опознает в нем фею. Хотя представления Офелии о феях, видимо, происходят из литературных сказок, но она сталкивается с подлинными, фольклорными феями (кстати, какой-нибудь спригган вполне мог бы походить на палочника) - с амбивалентными, чуждыми человеку духами природы и древнего хтонического мира. Это все ещё чудо и всё ещё возможность, но это не эскейпистский лёгкий путь. Мир фей не идеальный, а просто другой, и Офелия бежит туда потому, что здесь она - чужая, и что жить здесь ей не дано.
И, самое главное, право на этот уход ей приходиться заслужить.
Ведь "Лабиринт Фавна" это в первую очередь фильм о мужестве. Поразительное мужество демонстрируют партизаны и особенно - их помощники в лагере капитана Видаля. Дель Торо не пытается дать оценку этому режиму или этой войне, его фильм гораздо более камерный и скорее человеческий, чем исторический, но это и не случайно выбранные декорации. Это гимн мужеству тех, кто боролся и, что важнее всего, кто оставался человеком. И в этом Мерседес, доктор и маленькая Офелия сходятся, хоть, казалось бы, в исторической перспективе девочка вовсе ничего не сделала. Но она неизменно проявляла высокое мужество, и не только спускаясь в сырую хтоническую темноту, не только рядом воплощением ночных кошмаров, но и забрав своего маленького братца от его отца. Впрочем, это ведь одно и то же.
Актёрские работы в "Лабиринте Фавна" все очень хороши... и поэтому первым из актерского состава я назову Дага Джонса. Его завораживающая пластика, как мне кажется, даже больше дает потусторонней и магической атмосфере фильма, чем прекрасная совместная работа художников, гримеров и мастеров по спецэффектам. Безусловно, заслуживает аплодисментов в лучшем смысле жуткая роль Серхи Лопеса, который в то же время сумел не сделать своего персонажа монстром, создав верибельный и достаточно глубокий характер. Ивана Бакеро - очень красивая девочка, весьма сильно играющая для своего возраста... но так я могу перечислить всех актёров подряд.
"Лабиринт Фавна" построен очень вдумчиво, так, что невозможно сказать, смотрим ли мы на фантазии (а то и психическое расстройство) травмированного ребёнка или на подлинное столкновение с иным, волшебным миром. Этот выбор остается зрителю. Но, какой бы версии мы ни придерживались, думаю, каждый согласится, что нам каком-то уровне финал, в котором принцесса Муанна жила счастливо со своей истинной семьей, должен быть реален. Просто обязан.