Что делать первого января? Конечно, идти в ГМИИ им. Пушкина!
А там сейчас идут три выставки.
"Пьеро делла Франческа и его современники. Образ Мадонны в картинах эпохи Возрождения из музеев Италии" - собственно, выставка из всего четырёх работ. Причем собственно «Мадонна с благословляющим Младенцем и двумя ангелами» Пьеро делла Франческа понравилась мне из них меньше всего. Это удивительно авангардная картина, фигуры монументальны и несколько огрублены, имеют нарочто упрощенные очертания, на всех лицах - одно сурово-бессмысленное выражение. Младенец Христос выглядит скорее каким-то уменьшенным римским императором в тоге, чем ребёнком в пелёнках. Вообще полотно вызывает у меня, может быть, недостаточно обоснованные ассоциации с искусством муссолиниевской Италии, сочетающим следы футуристического прошлого и имперски-классицистическую помпезность
Более всего мне понравилась «Мадонны с херувимами» Джованни Беллини, несмотря на то, что алые херувимы немного жутковаты. Зато чудесная, очень живая и нежная Богоматерь, вообще картина очень эмоциональная, но при этом спокойная, без экзальтации. В «Мадонне с Младенцем» Карло Кривелли мне, каюсь, самым примечательным показалось чисто формальное решение гипереалистично прорисовать шемчуга и драгоценные камни на наряде Мадонны и на нимбах (вернее сказать - золотых дисках) у неё и Младенца, что создает иллюзию драгоценного оклада. «Мадонна со спящим Младенцем» Козимо Туры - применение иконографии "пьеты" к сюжету с Младенцем, что создает очень своеобразное и странное впечатление. Мне эта картина не слишком понравилась тоже.
Гораздо интереснее для меня выставка "Рисунки французских мастеров из музея Альбертина, Вена". На качественную графику всегда приятно посмотреть. Конечно, очень хорош Пуссен. Как-то совсем не привлекли меня минималистические пейзажи Клода Лоррена. Также не произведа впечатления графика Буше и Грёза - в ней нет ничего, что выгодно отличало бы её от их же живописи. А портреты Жана Клуэ и Пьера Дюмустье-дяди, набросанные легчайшими штрихами, с потрясающим мастерством созданные минимумом линий, просто чудесны.