03.02.2015 в 02:43
Пишет Леммивинкс, Король Хомячков:"Дракула" (1958)
В то время как солнце ужасов Universal медленно закатывалось в Чёрную Лагуну, над Великобританией вставала новая заря жанра хоррор, и имя ей было Hammer Film Production. Собственно, студия существовала давно, но именно в 50-х она, во многом благодаря Теренсу Фишеру, занялась тем, благодаря чему вошла в историю кинематографа. И вторым (после "Проклятья Франкештейна") опытом студии и Фишера в этой области стал "Дракула" 1958 года, также известный как "Ужас Дракулы".
Стоит сразу подчеркнуть, что Hammer не делали в собственном смысле римейков фильмов Universal - они делали фильмы про тех же персонажей или, вернее, те же мифологемы. Впрочем, те же, да не те же. На примере "Дракулы" можно проследить спиральное развитие трактовки вампиризма в кино. От Дракулы-джентльмена Бела Лугоши, говорливого и постоянно присутствующего на экране, фильм отходит решительно. Кристофер Ли прекрасно умеет играть зловещих властных аристократов, но в "Дракуле" этого от него ещё не требуется; этот вампир ближе к графу Орлоку Макса Шрека, хотя и не настолько гротескный, - у него почти нет реплик (и Фишер явно предпочёл бы купировать их полностью), он либо величественно и мертвенно недвижим и просто появляется, а не входит, либо движется порывисто, будто взволнованное животное, и как животное выражает простейшие эмоции одной лишь мимикой, а не словами. Улыбка гостеприимного дворянина быстро сменяется псевдо-улыбкой нервного хищника, демонстрирующего клыки. Стоит отметить, что при этом Ли выкладывается по полной программе и не поддается соблазну свести такую роль к упрощённому кривлянию. Его Дракула запоминается - и пугает.
Отношения фильма и романа - отдельный любопытный момент. Фактически картина Фишера настолько отступает от книги Стокера, что меняются не только сюжетные линии, но даже имена и родственные взаимоотношения героев. Но в тоже время сюжетная структура фильма следует роману точнее, чем большинство других знаменитых киноверсий: прибытие в полузаброшенный замок - мистические события - болезнь и смерть Люси - её уничтожение - поиски гроба Дракулы - преследование графа на его родину и финальное противостояние. Вместо полифонии точек зрения множества персонажей, уместной в эпистолярном романе с довольно неспешным действием, в фильме центральный персонаж один - ван Хельсинг в прекрасном исполнении Питера Кушинга. Это едва ли не прародитель всех охотников на вампиров, какими мы их знаем сегодня. Если предыдущие ван Хельсинги, включая оригинального, стокеровского, только рассуждали и строили планы, и даже более молодые и энергичные помощники профессора обычно не вступали с графом в прямую конфронтацию - тогда как ван Хельсинг Кушинга хоть и учёный, но очень деятельный, готовый сломя голову броситься на врага и побеждающий в итоге в прямом физическом противостоянии, проявляя отчаянную храбрость. Актёрская работа вышла, как и у Ли, не слишком глубокой и многогранной, зато чрезвычайно яркой, эмоционально насыщенной и запоминающейся.
"Дракула" очень хорошо поставлен. Поставлен с большим вкусом, надо заметить. При том, что именно в ужастиках Hammer начали активно использовать кровь для усиления эффекта, при том, что эта версия гораздо более открыто сексуализирована, чем фильм 1931 года (вообще заметно, что над британцами не нависает грозная громада Кодекса Хейса), это все-таки весьма сдержанная и со вкусом поданная постановка. За весь фильм встречается всего несколько откровенно снятых "на эффект" кадров, включая крупный план Кристофера Ли, ставший визитной карточкой картины, в остальном же "Дракула" построен преимущественно на средних планах и не слишком быстром монтаже. Большое внимание, конечно, уделено цвету - в 50-х это уже не сенсационная новинка, но все же и не рутина, особенно в жанре хоррор, и его использование должно было быть осмысленным. Фишер использует приглушенную цветовую гамму, но при этом достаточно разнообразную палитру - особенно в замке Дракулы с его витражами и контрастным освещением. И, конечно, знаменитая хаммеровская кровь ни на что не похожего малинового оттенка, отнюдь не проливаемая обильными фонтанами, но зримо маркирующая вампиров как реальную опасность.
В "Дракуле" почти нет спецэффектов (и даже особо оговаривается, что трансформация в летучих мышей, неизменно столь комично изображавшаяся в фильмах Universal, вампирам недоступна), но финальная сцена выглядит очень эффектно, несмотря на прошедшие с момента съёмок десятилетия.
В целом фильм не нагружен никакими глубокими смыслами и призван лишь напугать и поразить зрителя. Но с этой задачей, благодаря продуманной структуре повествования, талантливой режиссуре и очень сильному актёрскому дуэту на главных ролях, справляется на все сто. Несомненно, одна из лучших киноработ о кровососущем графе.
URL записиВ то время как солнце ужасов Universal медленно закатывалось в Чёрную Лагуну, над Великобританией вставала новая заря жанра хоррор, и имя ей было Hammer Film Production. Собственно, студия существовала давно, но именно в 50-х она, во многом благодаря Теренсу Фишеру, занялась тем, благодаря чему вошла в историю кинематографа. И вторым (после "Проклятья Франкештейна") опытом студии и Фишера в этой области стал "Дракула" 1958 года, также известный как "Ужас Дракулы".
Стоит сразу подчеркнуть, что Hammer не делали в собственном смысле римейков фильмов Universal - они делали фильмы про тех же персонажей или, вернее, те же мифологемы. Впрочем, те же, да не те же. На примере "Дракулы" можно проследить спиральное развитие трактовки вампиризма в кино. От Дракулы-джентльмена Бела Лугоши, говорливого и постоянно присутствующего на экране, фильм отходит решительно. Кристофер Ли прекрасно умеет играть зловещих властных аристократов, но в "Дракуле" этого от него ещё не требуется; этот вампир ближе к графу Орлоку Макса Шрека, хотя и не настолько гротескный, - у него почти нет реплик (и Фишер явно предпочёл бы купировать их полностью), он либо величественно и мертвенно недвижим и просто появляется, а не входит, либо движется порывисто, будто взволнованное животное, и как животное выражает простейшие эмоции одной лишь мимикой, а не словами. Улыбка гостеприимного дворянина быстро сменяется псевдо-улыбкой нервного хищника, демонстрирующего клыки. Стоит отметить, что при этом Ли выкладывается по полной программе и не поддается соблазну свести такую роль к упрощённому кривлянию. Его Дракула запоминается - и пугает.
Отношения фильма и романа - отдельный любопытный момент. Фактически картина Фишера настолько отступает от книги Стокера, что меняются не только сюжетные линии, но даже имена и родственные взаимоотношения героев. Но в тоже время сюжетная структура фильма следует роману точнее, чем большинство других знаменитых киноверсий: прибытие в полузаброшенный замок - мистические события - болезнь и смерть Люси - её уничтожение - поиски гроба Дракулы - преследование графа на его родину и финальное противостояние. Вместо полифонии точек зрения множества персонажей, уместной в эпистолярном романе с довольно неспешным действием, в фильме центральный персонаж один - ван Хельсинг в прекрасном исполнении Питера Кушинга. Это едва ли не прародитель всех охотников на вампиров, какими мы их знаем сегодня. Если предыдущие ван Хельсинги, включая оригинального, стокеровского, только рассуждали и строили планы, и даже более молодые и энергичные помощники профессора обычно не вступали с графом в прямую конфронтацию - тогда как ван Хельсинг Кушинга хоть и учёный, но очень деятельный, готовый сломя голову броситься на врага и побеждающий в итоге в прямом физическом противостоянии, проявляя отчаянную храбрость. Актёрская работа вышла, как и у Ли, не слишком глубокой и многогранной, зато чрезвычайно яркой, эмоционально насыщенной и запоминающейся.
"Дракула" очень хорошо поставлен. Поставлен с большим вкусом, надо заметить. При том, что именно в ужастиках Hammer начали активно использовать кровь для усиления эффекта, при том, что эта версия гораздо более открыто сексуализирована, чем фильм 1931 года (вообще заметно, что над британцами не нависает грозная громада Кодекса Хейса), это все-таки весьма сдержанная и со вкусом поданная постановка. За весь фильм встречается всего несколько откровенно снятых "на эффект" кадров, включая крупный план Кристофера Ли, ставший визитной карточкой картины, в остальном же "Дракула" построен преимущественно на средних планах и не слишком быстром монтаже. Большое внимание, конечно, уделено цвету - в 50-х это уже не сенсационная новинка, но все же и не рутина, особенно в жанре хоррор, и его использование должно было быть осмысленным. Фишер использует приглушенную цветовую гамму, но при этом достаточно разнообразную палитру - особенно в замке Дракулы с его витражами и контрастным освещением. И, конечно, знаменитая хаммеровская кровь ни на что не похожего малинового оттенка, отнюдь не проливаемая обильными фонтанами, но зримо маркирующая вампиров как реальную опасность.
В "Дракуле" почти нет спецэффектов (и даже особо оговаривается, что трансформация в летучих мышей, неизменно столь комично изображавшаяся в фильмах Universal, вампирам недоступна), но финальная сцена выглядит очень эффектно, несмотря на прошедшие с момента съёмок десятилетия.
В целом фильм не нагружен никакими глубокими смыслами и призван лишь напугать и поразить зрителя. Но с этой задачей, благодаря продуманной структуре повествования, талантливой режиссуре и очень сильному актёрскому дуэту на главных ролях, справляется на все сто. Несомненно, одна из лучших киноработ о кровососущем графе.