Я дочитал сборник латиноамериканской фантастики под общим заглавием "Книга песчинок" и должен сказать, что это новое для меня литературное направление осткавило достаточно приятные впечатления. Ни с кем из представленных в сборнике авторов я до этог8о момента не был знаком (хотя о многих, конечно, немало слыхал), поэтому впечатления мои сформированы полностью составителями сборника, и если они однобоки - вините их. Пишу не про всех, сборник велик, а про так или иначе запомнившихся.
Рубен Дарио находится где-то между Шериданом ле Фаню и По, в том числе и в плане баланса мистицизма и такого, более брутального, как бы реалистического ужасного. Основная тема, как водится, конечно же мертвецы и смерть как явление. Меня заинтересовал рассказ "Таинственная смерть брата Педро" - специфический пред-лавкрафтовский сюжет из той эпохи, когда достижения науки ещё легко сопрягали с мистикой и метафизикой; его наивность (или всё-таки пародийность?) только делает рассказ и его замысел ещё любопытнее.
"Белое поместье" Клементе Пальмы - один из наиболее впечатливших меня рассказов сборника, который я настоятельно рекомендую. Это уже работа между По и Лавкрафтом, что-то вроде истории о том, как Рэндольф Картер женился на Лигейе; рассказ уже не только и не столько о загадке смерти, но и о сомнительном статусе реальности, о безумии не то субъективном. а не то объективном, мироустроительном. Рассказ отлично написан, а финал... боже мой!
Рассказы Мигеля Анхеля Астуриаса очень фольклорные, такого уровня вне-интеллектуальной архетипичности, которого в литературе удаётся достичь очень редко. Я такие вещи очень люблю. "Хуан Круготвор" - практически готовый миф, его не получается (да и не хочется) дешифровать и ни к чему свести, ни к какой аллегории и объяснению.
На удивление, Борхес не произвёл на меня такого сильного впечатления, как я ожидал. Его проза нравится мне - но не трогает; наверное, она слишком рассудочная, прочитал рассказ - и остаётся только сказать "ну, интересная идея". Кажется, будто эту идею тебе, ну, просто пересказали. Поэтому больше всего мне понравились рассказы, которые именно и являются пересказами идей, в которых нет сюжета, персонажа и которые не пытаются оказать непосредственное художественное воздействие на читателя: "Лотерея в Вавилоне", "Секта тридцати", "Секта Феникса" и особенно "Сообщение Броуди". Чёрт, эти культурологически-этнографические образы так и тянет использовать...
Мне понравились работы Алехо Карпентьера. Рассказы, представленные в сборнике, впрочем, довольно ощутимо различаются. "Возвращение к истокам" - потрясающе замысленная обратная перспектива человеческой жизни, в равной степени прекрасно написанная и впечатляющая своим посланием. "Богоизбранные" - гораздо более лёгкий и прямолинейный, но греющий мои религиоведческие интересы рассказ.