Изначально я не планировал смотреть "Маленького Принца" Марка Осборна по двум противоположным причинам: с одной стороны, у меня сложное и скорее неприязненное отношение к литературному оригиналу, с другой - превращение его в полнометражный фильм, причём с каким-то обрамляющим сюжетом, какой-то девочкой и современной проблематикой... в общем, это заранее звучал как ужасная экранизация и новый "Лоракс". И когда я всё же добрался до кинотеатра, мультфильм с первых же кадров стал приятным сюрпризом. Он продолжал приятно удивлять всё больше с каждой сценой... а потом, когда я потерял бдительность, цинично плюнул мне, зрителю, в лицо. Но обо всём по порядку.
По первым десяти-пятнадцати минутам, если пропустить титры, никогда не угадаешь, что это экранизация знаменитой повести. Вместо её заглавного персонажа нам показывают девочку и её маму (а вот имен, в традициях де Сент-Экзюпери, тут ни у кого нет), которые, после провальной попытки поступить в престижную школу, переезжают, чтоб получить там место на внеконкурсной основе. Но так как требования школы высоки, то за лето девочке необходимо подтянуть знания, чтоб в классе не чувствовать себя отстающей; для этого мама расписала каждый её день буквально по минутам. И тут - первый приятный сюрприз. Девочка выглядит очень организованной и, похоже, не тяготится режимом, а занимается с удовольствием; мать, в свою очередь, не выглядит, как обычно в таких сюжетах, деспотом - она очень милая и заботливая и старается на благо дочки, как она его понимает. Хотя зритель, несомненно, ощущает нечто тревожное и не вполне здоровое в этой целеустремленности, внутри фильма до поры до времени конфликта нет.
А потом девочку чуть было не убивает пропеллером, прилетевшим из соседского двора. И это тоже очень приятный сюрприз - старик, который расскажет главной героине историю Маленького Принца (она подана лишь с незначительными купюрами, по тексту Экзюпери, и в деталях на ней нет смысла останавливаться), поначалу ей совсем не нравится. Он не изображён типичным для таких сюжетов условным чудесным дедушкой - это именно одинокий старик со странностями и возрастными заморочками не в меньшей степени, чем с душой ребёнка-мечтателя, и поначалу он, что вполне естественно, отпугивает девочку. Их отношения выстроены плавно и естественно, пробуждение героини к новым интересам происходит мало-помалу, и это, наравне с прекрасно визуализированной сказкой де Сент-Экзюпери, завораживает. С каждым кадром фильмом проникаешься всё больше, к персонажам привязываешься всё сильнее...
И потом случаются финальные полчаса и, кхм, современная интерпретация и продолжение истории Экзюпери. А мультфильм таки превратился в "Лоракса".
Вообще-то мне обычно нравятся мрачные интерпретации и опровержения устоявшихся хэппи-эндов. Проблема лишь в том, что в повести де Сент-Экзюпери хэппи-энда не было и так. А перечеркнуть разом те робкую надежду и непоколебимую веру, которые выражены в последних строках повести и которые до сих пор были, отмечу, и главным эмоциональным стержнем мультфильма. - для этого надо иметь не лучшего рода решимость. И ради чего? Чтоб рассказать ещё одну историю про злые корпорации. Если к де Сент-Экзюпери взрослые выступали скорее как в равной степени глупые и несчастные создания, сами отвлекшиеся от созерцания звёзд ради чего-то бессмысленного и не приносящего им счастья, то в фильме Марка Осборна всё проще - это бизнес и Система лишают нас способности мечтать и подавляют нашу волю ради своих утилитарных целей. Эта часть даже не предлагает, помимо подобных разоблачений, никакой позитивной программы (в отличие от всего предыдущего фильма).
"Маленький Принц" - это редкий пример фильма, который можно сделать на порядок лучше одним движением монтажных ножниц. Вырезать часть от ночного побега и до следующего утра - и получится прекрасный, сильный и душевный фильм, который я бы рекомендовал к просмотру всем и каждому.
Но мы имеем то, что имеем. А эта часть не просто слабая и сюжетно ненужная - она портит весь фильм, отбрасывает на него крайне неприятную тень. Хуже того, в итоге действительно достойные сюжетные линии не получают адекватного разрешения. Девочка немного взрослеет и принимает неизбежность и значимость смерти - но не ясно, почему. Поставленные вопросы о школе и отношениях с матерью не решаются никак.
В общем, "Маленький Принц" старательно приручет зрителя, а потом поступает с ним максимально безответственно.
Визуальную часть можно лишь хвалить. Качественная 3D-графика, стилистически прекрасная покадровая анимация в той части, которая являет собой собственно экранизацию. Очень удачно перенесены в кукольный формат предельно простые, скетчевые рисунки Экзюпери. Хороши и оригинальные дизайны: девочка и её мама просто очаровательны, образ Авиатора показался по трейлерам несколько слащавым, но в самом мультфильме это компенсируется подачей, а каков местный полицейский!.. Даже в отвратном "инопланетном" сегменте местный безумный учитель (?) порадовал с чисто визуальной точки зрения. Только 3D-версия Принца подкачала...
Итоговые впечатления, мягко скажем, противоречивые. "Маленький Принц" понравился мне гораздо больше, чем я мог ожидать, и он действительно хорош - но тем болезненнее и разочарование, когда мультфильм так откровенно идёт совсем не туда. Слёзы умиления высыхают прямо посреди сеанса, и из зала выходишь, скрежеща зубами. Но если вы готовы испытать такие эмоции - в "Маленьком Принце" есть на что посмотреть.