В ожидании выхода "Отряда самоубийц" (а это единственный кинокомикс этого года, которого я ждал - "Дэдпул" стал приятным сюрпризом) я старался не делать скоропалительных выводов по трейлерам и настойчиво предостерегал от этого других. Оказалось - зря, это редкий случай, когда трейлеры и сделанные на их основе предположения оказались на 100% точны; то, что привлекало в рекламе, оказалось на деле хорошим, а люди, начавшие за много месяцев до премьеры возмущаться в интернете, попали в кои-то веки не пальцем в небо, а в самую точку.
Имя режиссёра я перед просмотром не посмотрел и потому при просмотре подозревал, что это новичок, пришедший в кино из клипов. Новичком Дэвида Эйра, конечно, не назовёшь, но клиповость в "Отряде самоубийц" прёт изо всех щелей, начиная от крайне быстрого и отрывистого монтажа и невероятно активного использования закадровой музыки и заканчивая крайне невнятной сюжетной структурой и явным приматом визуальных средств выразительности над вербальными (с ними прям беда). Впрочем, можно вспомнить и о трейлерах - порой кажется, что изначально сняли именно их, а потом уж вокруг них построили кино. Кстати, этот отзыв тоже будет "клиповым" и с частыми переходами - материал располагает.
Итак, первая примерно треть фильма, откуда взята львиная доля материалов для тизеров и трейлеров, и которая почти целиком решена как череда коротких динамичных сцен, положенных на музыку, шикарна. Это явно именно то, что Эйр хочет делать, и получается у него замечательно. Скорость развития сюжета и подачи информации немного ошеломляет (и об издержках этого - ниже), но и затягивает мгновенно, музыка, ритм и последовательность сцен умело сочетаются и всё это смотрится ярко, атмосферно и, несмотря на клиповость, довольно цельно.
Но на весь фильм цельности не хватает. "Отряд самоубийц" - редкий пример двухчасового кино, одно из главных впечатлений от которого - отчаянная нехватка хронометража. В какой-то момент понимаешь, что сверхбыстрый старт - не только дань определенному стилю, но и суровая необходимость. Причём времени Эйру не хватает потому, что его история не структурирована, и он явно не очень представляет, о чём вообще хотят рассказать. В Отряде - восемь человек, не считая Уоллер, что явно многовато, и около половины из них не играют в сюжете никакой осмысленной роли - таковы Бумеранг, Киллер Крок... да и в значительной степени Харли Квинн. Да, Харли важна для линии Джокера, но это другая проблема - сама эта линия совершенно ни к чему в фильме и висит в пустоте. Вообще фильм пытается быть и о том, и о другом, и о третьем сразу, ввести и раскрыть множество персонажей, и это заканчивается сценами типа диалога в баре, когда Бумеранг упрекает Харли, что, мол, все ссорятся всегда, если она вмешивается в разговор... вот только такого ни разу не случалось, потому что это вообще первый полноценный разговор Отряда в полном составе.
Не знаю, оттого ли в сценарии полно дыр, что туда слишком многое напихали, или, напротив, переизбыток сюжетных линий возник из-за некомпетентности Эйра как сценариста, но с историей у "Отряда..." много проблем. Диалоги и вовсе состоят из клише от начала и до конца, другое дело, что порой это очень крутые и очень вдохновенно поданные клише.
Я-то на фильм шёл лишь за двумя вещами, вернее, персонажами - Харли Квинн и Амандой "Стеной" Уоллер, и тут я получил всё, что хотел. Эти персонажи каноничны, выразительны и настолько хорошо проработаны, насколько возможно в этом тесном хронометраже, и именно у них клишированные реплики звучат сильно. У Виолы Дэвис получилась именно та твердокаменная тётка с невероятной выдержкой, способная и с генералами спорить, и из автомата палить, если нужно. Очень страшно было за созданный Марго Робби образ, но в итоге он превзошёл все ожидания - Харли непосредственная, несчастная, очаровательная и глубоко больная, узнаваемая и в то же время решённая по-новому. Она сплошной праздник с битой и размазанной помадой.
Собственно, непосредственность и весёлость (пусть истерическая) Харли вызывают некоторое недоумение при том, как в фильме решен её "Пудинг". Создатели фильма решили окончательно нивелировать в образе Clown Prince of Crime клоунскую составляющую, и в "Отряде самоубийц" Джокер хоть и несколько безумный, но совсем не весёлый гангстер, по сути - Скарфейс с зелёными волосами. Не вина Лето, что Эйр задал такой образ (его актерский диапазон позволил бы сыграть и более интересного Джокера). Полагаю, и то, как чудовищно неудачен персонаж Чародейки - вина в первую очередь сценария, а не подачи Кары Делевинь, но про неё вовсе нечего хорошего сказать. А вот Уилл Смит не знаменит своим актёрским диапазоном, и в "Отряде...", к сожалению, опять играет своего почти единственного персонажа, лишь с небольшими изменениями переходящего из фильма в фильм. Эрнандес и Кортни, в общем, своей игрой радуют, во только им бы другие диалоги да побольше экранного времени...
Казалось бы, фильм про боевой отряд, где почти не тратят время на предысторию и диалоги, да ещё и созданный режиссёром боевиков, должен быть под завязку набит экшном - но нет, это вторая самая слабая часть фильма после сценария. Во-первых, диалоги в фильме пусть и банальны и бессодержательны, но отнимают немало времени, однако главное не это. Главное - снятый трясущейся камерой и почти в полной темноте экшн при сверхбыстром монтаже теряет буквально всю эффектность, а тут её и было-то, похоже, немного - драки с использованием биты, кучи огнестрела, бумерангов и крокодильих зубов на удивление неизобретательны. Не помогает и дешевизна CGI.
А вот на саундтрек не поскупились, и, подозреваю, он будет расходиться лучше, чем диски с самим фильмом. Я уже не раз упоминал музыку из "Отряда...", и она того заслуживает - не немногочисленные оригинальные композиции, доминирующие в унылой во всех отношениях последней его трети, конечно, а шикарный набор композиций разных жанров и десятилетий, "иллюстрирующих" все самые вкусные сцены. Музыка хороша и сама по себе, и в контексте этих сцен.
Что до монтажа и операторской работы, и то, и другое смотрится то очень хорошо, то едва терпимо, в зависимости от сцены - и вопросы у меня тут опять же скорее к Эйру, который явно не был уверен, как подать многие моменты в своём же собственном фильме. Впрочем, от него, по слухам, потребовали стилистической близости к Снайдеру для единства киновселенной, и если так, то это многое объяснило бы, в особенности некоторые явно вымученные сцены.
В итоге впечатления, скажем прямо, смешанные, но совершенно предсказуемые: почти всё это, от музыки до монтажа, от Квинн до Джокера, нам честно показали в трейлерах. Поэтому я, при множестве ег недостатков, остался скорее доволен "Отрядом самоубийц" - два самых интересных женских персонажа в киноверсии DC за несколько десятилетий меня не разочаровали, а не сбывшиеся робкие надежды на Джокера, Крока и чуть больше брутальности, в конце концов, и были не более чем надеждами.