Наконец-то собрался написать о чем-то прочитанном, а читаю я постыдно мало.
Итак, сборник "Легенды космодесанта". Как легко понять из названия, это очередная антология, основанная на мирк WarHammer 40.000, при том посвященная именно Астартес. На деле не во всех рассказах специфика космодесанта раскрыта в полной мере, не во всех из них Астертес исполняют и роли фокальных персонажей, но так или иначе космодесантники играют заметную роль во всех историях сборника. Переводы весьма неплохи, да и издана книга хорошо, а вот с редактурой и единообразием терминов некоторая проблема - Хорус и Гор меняются по ходу сборника чехардой, а в одном из текстов даже сервиторы превращаются в служителей...
"Адова ночь" Ника Кайма - не особенно удачное начало сборника. Хотя один из центральных персонажей - Саламандра, никакой специфики Астартес в тексте нет, это могла бы быть история и про Имперскую Гвардию, и, даже более эффективно, про Инквизицию. Есть попытка использовать культуру Ноктюрна и следы неравенства из прежней жизни, всё ещё влияющего на отношения Астартес, но, скажем, в "Сиротах «Кракена»" (см. ниже) это сделано куда внятнее. Да и сам сюжет, мне кажется, чужд миру WH40k - слишком похож на самые ранние готические рассказы в духе, что ли, ле Фаню. Конечно, готика - органическая часть grim darkness of the far future, но едва ли в такой форме... Рассматривая же текст в отрыве от вселенной - он довольно прост и скучноват (как и вышеупомянутые рассказы обычно), только начальная сцена приятна и эмоциональна.
"Покров тьмы" Митчелла Сканлона лишь чуть более удачен, чем предыдущий рассказ. Специфика Белых Шрамов и космодесанта в целом тут отражена очень ограничено. Экшн бодрый, но сюжет не очень увлекательный, и главное - для меня, по крайней мере, - нет какой-то особой идеи или темы, пусть и не слишком оригинальной. Просто успешная боевая миссия Астартес на одной из планет со своей спецификой. Правда, порадовал небольшой отрывок, изображающий вкратце биографию и самоощущение хаоситского дредноута, это Сканлону удалось замечательно.
"Реликвия" Джонатана Грина - один из, пожалуй, трёх самых моих любимых в сборнике. Вот тут отлично показана чуждая психология Астартес и особенно Чёрных Храмовников с их угрюмым и напористым фанатизмом. В этом рассказе одно из формирований ордена ведёт личный крестовый поход в поисках своего захваченного орками или погибшего предводителя и его легендарного оружия, но находит во льдах Армагеддона нечто иное... Сходство с эпосом и рыцарскими романами, высокий пафос и в то же время ясное осознание автором, что мировоззрение его героев глубоко ненормально, доведённая до абсурда кровавость и масштаб битв... В рассказе Грина есть всё, чем славен WH40k, читается он на одном дыхании, а атмосфера текста захватывает.
"Двенадцать волков" Бена Каунтера - очень интересный экспериментальный рассказ. Как легко понять, он посвящён ордену Космических Волков. Рассказ ведётся от первого лица, точнее. от лица раба-сказителя, передающего некую поучительную притчу о давней войне на Фенрисе и об уроках, которые преподают двенадцать духов-волков рождённым на этой планете Астартес. Специфическая манера повествования, осознанная условность истории и её подачи, определённая фольклорность - всё это делает рассказ запоминающимся и интересным, а в плане отражения специфики конкретного ордена - наверное, чемпионом в сборнике.
"Возвращение" Джеймса Сваллоу - ещё один сильный рассказ с акцентом на особенности ордена, в данном случае - Орлов Обреченности. В орден, весь посвященный принятию своей смертности и её неизбежности, возвращается один из братьев, уже объявленный мёртвым; трёхлетний плен у последователей Хаоса - сам по себе повод для огромного недоверия и сомнений, но для Орлов это ещё и удар по философии ордена. Все персонажи рассказа мучаются моральным выбором, каждый по-своему: от "лучше одному человеку умереть, нежели весь народ погибнет" до вопроса - обижаться ли на неоценённую верность или проявить её до конца и принести себя в жертву спокойствию братьев?.. Есть тут и хорошо прописанная специфичная культура, и психологизм, и катарсис, да и сюжет неплохо продуман.
"Последствия" Грэма Макнилла - неплохой, но довольно легко забывающийся рассказ. В целом замысел рассказа интересен. Он, вкратце, сводится к тому, что главный герой, офицер-Ультрамарин, говорит "но я же сохранил жизни личному составу, гражданским и добился победы", а братья отвечают ему: "Важно не это, а то, что ты отступил от кодекса! Если мы начнем ценить рациональные аргументы и человеческие жизни выше, чем мёртвую букву десятитысячелетних традиций, что станет с Империумом?!". И в итоге, конечно, главный герой признаёт правоту старших и принимает заслуженное наказание.
"Последний воин" Пола Керни - мой второй любимый текст в сборнике. Рассказ ведётся с точки зрения фермера и его сына, чья планетка была почти совершенно опустошена Астартес, сражавшимися с засевшими там адептами Хаоса. Тёмные Охотники в спешке покинули планету, преследуя оставшиеся силы врага, и одного из Астартес, раненного, контуженного, но всё же не мёртвого, находят под завалами главные герои. Мальчик поначалу ненавидит космодесантника за то, что тот обратил его дом и его мир в руины, но постепенно начинает восхищаться его мощью и силой воли и понимать значимость кровавой миссии Астартес... Керни прекрасно передаёт безумную мораль мира WH40k и образ космодесанта как Ангелов Смерти, могучих сверхлюдей, пред чьим непостижимым геневом смертным остаётся лишь склониться. Атмосферные описания разорённой планеты тоже многое дают тексту. Наконец, это один из двух рассказов сборника, где центральное место занимает внутренняя эволюция персонажа. Хороший, атмосферный рассказ.
"Испытание Воинов-Богомолов" Кассерна С. Гото - интересная, но не идеально рассказанная история. Рассказ повествует о Бадабской войне и её последствиях и подан нехронологически: в обрамляющем сюжете Магистр ордена Воинов-Богомолов Неотера предстаёт перед судом уже после подавления мятежа, мучительно размышляя, как вышло, что он и его орден оказались в числе еретиков, остальная часть истории - подчеркнуто непоследовательные воспоминания об этом, от бесед с Гуроном до решающей битвы. К сожалению, в связи со множеством событий, орденов и персоналий, замешанных в конфликте, такая манера повествования делает текст местами трудночитаемым и громоздким. Правда, финал рассказа очень хорош.
"Сироты «Кракена»" Ричарда Уильямса - мой третий любимый рассказ сборника и, наверное, лучший из них. Он повествует об одном из "спасательных отрядов" Кос Императора, разыскивающих оружие и доспехи (а формально - и выживших братьев, хоть только зелёные скауты могут в это верить) павших братьев на рассеянных кораблях тиранидского флота "Кракен", погубившего их родной мир и почти весь орден. Главный герой, десантник-ветеран, презирает доверенных ему скаутов, презирает Магистра, ведущего орден путём опасливой самозащиты, презирает себя за то, что выжил в долгом отступлении... Его характер столь ярок, что и читатель проникается тем же настроением, и потому эволюция персонажа, когда он осознает подлинную ценность новой тактики Кос и видит, что бессмысленный героизм ближе к самоубийственному отчаянию, чем к чести, производит сильное впечатление. Вообще персонажи у Уильямса вышли живыми. А атмосфера исследования гигантского трупа тиранидского корабля, всё ещё кишащего чуждой жизнью, пробирает.
"Высота Гая" Аарона Дембски-Боудена - простой по концепту, но очень выразительно написанный и фактурный рассказ. Речь идёт об ордене Расчленителей и инциденте, связанном с Чёрной Яростью. Точки зрения одержимого предсмертной яростью Сангвиния десантника и его брата, озабоченного сохранением чести ордена, сменяют друг друга в интересном контрасте. Но в первую очередь тут просто очень хороший слог, красивая образность и в то же время энергичный экшн. Весьма достойный текст и отличное изображение специфики Кровавых Ангелов и всех их потомков.
В целом - скорее удачный и интересный сборник, поклонникам вселенной могу смело рекомендовать. И даже не поклонники, думаю, могу получить удовольствие от некоторых рассказов.