Многим, думаю, известно, что фильм "Маска" с Джимом Керри основан на одноимённом комиксе, где градус трэша был на несколько порядков выше. А я с этой работой Джона Аркуди и Дуга манке наконец-то познакомился непосредственно и всем рекомендую.
Маска, которого вы представляете по фильму или мультсериалу, в комиксе почти что такой же (разве что зовут его тут чаще Большеголовым). Это нечто с на редкость выразительным зелёным лицом и способностями из слэпстик-мультфильмов, а время Маска тратит преимущественно на месть тем, кто обижает владельца этого артефакта, да и всем, кто обламывает Большеголовому веселье. Вот только в фильме это было подано немного нереалистично, тогда как комикс с самого начала отображал правду жизни. Ну разве вы, когда у вас отвратительное настроение, а какой-то хам окатил вас из лужи или нагрубил в магазине, да ещё и содрал втридорога, воображаете потом, что у него во рту взрывается сигара и пачкает его сажей? По крайней мере, мои фантазии и благопожелания идут значительно дальше, и, видимо, то же можно сказать про сценариста Джона Аркуди. "Маска" - это история о том, что было бы. если б наше раздражение беспрепятственно выплескивалось, а наши проклятья в адрес злобного босса, мерзких соседей и кучи случайных прохожих сбывались: многие десятки людей были бы мертвы.
Изначально "Маска" выходила в составе регулярной комикс-анталогии "Mayhem", и это ощутимо: сюжеты едва сцепляются друг с другом, и акцент не на развитии истории, а именно на кровавом слэпстике и визуальных гэгах. Это - собственно история Стэнли Ипкиса, робкого очкарика неопределенной профессии, который уже во втором номере, впрочем, избавляется от очков и становится безработным с признаками явных психических отклонений. Фактически, это довольно типичная история looser going postal, с тем исключением, что лузер этот практически бессмертен, может вынмать огнемёт из хаммерспейса и надевать на себя чужие лица.
Собственно история начинается (и очень резко, ведь уже запланированный номер "Mayhem" так и не был выпущен, забрав с собой и кусочек сюжета) с выпуска №4 - или, иными словами, первого выпуска "Маски" как самостоятельной мини-серии. В этой истории маска попадает в руки лейтенанта Келлауя, персонажа отнюдь не комедийного, а скорее в духе боевиков эпохи. Это раздражительный и склонный к жестким методам, но в то же время честный коп, женатый на своей работе, который к тому же возглавлял преследование Большеголового. Это, к сожалению, его карьере не пошло на пользу, ведь в операции по захвату погибли десятки полицейских, а маньяк ускользнул. Но и обычная полицейская работа на лад не идёт - коррумпированные чиновники и ловки адвокаты отмазывают преступника, на поимку которого Келлауэй потратил немало сил. В такой момент волшебная маска может стать чистым спасением. При этом личность Большеголового при смене владельца практически не меняется, разве что культурные отсылки становятся отчасти более "взрослыми". И вот тут-то кроется подвох и даже некоторая драма комикса (хотя он никогда не переходит в слишком серьёзный режим): Келлауэй пытается использовать маску для борьбы с преступностью, но Большеголовый, независимо от принципа, по которому выбирают жертв, действует одинаково кроваво и хаотично, принося, возможно, возмездие, но никак не спокойствие; жизнь самого Каллоуэя тоже в итоге не улучшается, а с каждым разом соблазн использовать маску против тех, кто эту жизнь портит, становится сильнее... "Маска", в сущности, история о том, что отказ от базовых социальных норм поведения и моральных императивов, какими бы обоснованным не казался мотив, это смазанная жиром горка - один шаг, и ты покатился. Ну и ещё это кровожадный и циничный слэпстик. Большей частью последнее, конечно.