Посмотрел вот замечательный фильм "Дороро". Снятый, оказывается, по манге Осаму Тэдзуки - никогда бы не подумал, что отец японской анимации придумывал столь жесткие и безумные сюжеты. Кстати, пересказать его без спойлеров будет трудненько, так что не обессудьте, если они таки проскользнут или, напротив, повествование выйдет невнятным.
Начинается фильм совершенно в духе Гань Бао - пара человек случайно становятся свидетелями драки некоего самурая с клинками вместо рук и кумо, восклицают, когда кумо взрывается, окатив их демонской кровью, "Чёрт возьми, да кто ты такой?!", а самурай вынимает свой глаз, смотрит им на них и отвечает: "А по-вашему на кого я похож?". Это - Хиякимару, главный герой. Он родился без конечностей и большинства органов, такая, знаете ли, мерзкая личинка, так что неудивительно, что родители пустили его в тазу по реке, аки Моисея. А выловил этот таз искуссный маг, который сварил из останков погибших на войне детей новые органы для найдёныша. В результате его стали преследовать ёкай (я даже не хочу знать, кто перевел их как "гоблины", а то совершу в отношении переводчика противоправное действие), и тут как раз подвернулся старец, который думал, кому отдать волшебный клинок, убивающий ёкай. Ну приёмный папа и всадил его сыну в левую руку, благо вёс равно искусственная. А со временем умер, а Хиякимару узнал, что родился таким потому, что его части тела похитило 48 демонов, но если он убьёт их, украденное к нему вернётся. Вот он и бродит по свету, убивая чудовищ и постепенно становясь человечнее и уязвимее (ведь искуственное тело ранить невозможно, а вот вновь приобретённые органы - вполне). Дороро же - имя, которое взял себе воришка (а оно и есть "воришка" по-японски, хоть и искаженное), бывший свидетелем того самого боя с кумо и решивший следовать за Хиякимару, чтобы, когда он вернёт свою левую руку, стащить выпавший волшебный клинок. Он раздолбай, хвастун, слегка паникёр, болтлив и дружелюбен, гордится воровским ремеслом, но высокоморален - вобщем, типичный персонаж в фэнтези, в D&D быть бы ему бардом. Я говорю "он", но тут есть сложность. В оригинальной манге, насколько я понимаю, Дороро - мальчик. Тут его играет девушка, но персонаж подчёркивает, что он парень. Я вполне мог бы понять, почему симпатичного юношу доверили играть актрисе, но к концу совсем запутался в его поле - судя по флэшбэкам, это таки может быть девушка, но как тогда объяснить эпизод в начале, где он(а) распахивает куртку, призывая Хиякимару (тоже принявшего Дороро за девушку) поглядеть на свою волосатую грудь?.. Впрочем, мальчик или девочка, они с Хиякимару - очаровательная пара, давно никакой пейринг так меня не умилял. Как Дороро зовёт его "аники"...
В качестве декораций к происходящему идёт типичная как для тёмного фэнтези, так и для средневековой Японии ситуация - повсюду голод и разруха, притеснение бедняков и непрекращающаяся войня. Тот правитель был ужасен, но после кровавых боёв его сменил этот, который ещё хуже... Понятно, что в такой ситуации демонам (особенно учитывая японскую специфику) раздолье. А демоны тут, опять же, чисто японские - всё-таки европейскому фэнтези недостаёт фантазии на такие образы. Сражаются с целым рядом из них в эдакой клиповой форме, без предысторий и деталей, скорее воссоздавая неспокойную жизнь героев. Тут вам и гигантская бегающая сакура с женским лицом, и десяток одинаковых маленьких девочек, превращающихся в громадных гусениц, покрытых глазами, и какой-то сородич Годзиллы, и тэнгу место нашлось, правда, почему-то без длинного носа...
Первая часть фильма так и проходит в фольклорно-трэшевой атмосфере борьбы с монстрами и нарождающейся симпатии или чего-то большего между воришкой и ронином, однако потом сюжет делает изрядный выверт. Тут совсем сложно без спойлеров, но нарождающиеся отношения окажутся сложнее и противоречивее, чем можно было подумать, в прошлом Хиякимару обнаружится даже больше неприятного, чем до того, а основной темой казалось бы легкомысленного фильма станет неразрешимый трагический вопрос восточной культуры о противоречии между местью и сыновьим долгом, честью и добродетелью.
В кульминации все персонажи сделают свой моральный выбор, и - опять же, типично именно для Японии - все окажутся правы в своём роде. Люди руководствуются лишь благими и правильными побуждениями, а в результате могут стать чудовищами и вынуждены убивать друг друга. Такая мысль всё-таки могла родиться только в стране, где в центре не понятие греха, а понятие долга. Можно ли расценить конец как счастливый? Не знаю.
Вообще-то вроде бы это первая часть трилогии, но концовка, на мой взгляд, полноценная и достаточно завершённая. После просмотра не остаётся чувства, что что-то недосказанно, непонятно или висит в воздухе. О возможности продолжения говорит разве что надпись перед финальными титрами - "Осталось ещё 24 демона".
В целом, как вы уже могли понять, история напоминает о "Берсерке" или "Blade of Immortal" (ну, возможно, о Ведьмаке, если вы предпочитаете западные примеры). Атмосфера, сюжетная схема, нечто общее (хоть и не вполне) в типажах... Однако поймите правильно - это не клон, а скорее ещё один качественный пример из того же ряда. Кроме того, идея "чтоб установить мир, нужно объединить страну, поэтому я завоюю мироздание, чего бы это не стоило" не может не напомнить о "Герое", где в конфликте с таким персонажем тоже делается нелёгкий выбор.
"Дороро" непременно должны посмотреть все поклонники японского фольклора и/или тёмного фэнтези, но и всем прочим я тоже настоятельно его рекомендовал бы. Отличная вещь.
Сердце моё съел, коварный, - и мало, тела отведал, рассудка не стало... (с)
lemmiwinks
| суббота, 17 октября 2009