Итак, рассмотрим "Исповедь" Аврелия Августина. Прежде всего стоит отметить, что я не встречал трудов отцов церкви, которые были бы столь же занимательны, приятны для чтения и доступны по изложению и при этом остроумны и глубоки. Подозреваю. правда, тут заслугу удачного перевода, но не берусь судить.
Августин -личность чрезвычайно интересная, но не слишком приятная. В нём существует некая явная раздвоенность, которую сам богослов хотел бы показать во временном аспекте, однако в действительности раздвоенность присутствует у него и как у автора "Исповеди", не только у персонажа. Подобно Павлу, которого очень уважает, Августин - человек высокомерный и очень самолюбивый, несмотря на любые самоуничижительные пассажи. Причём он не только гордится своим епископским положением, богословским авторитетом или просто статусом христианина - любимого и спасаемого Богом, но и тем, что старается презирать - своей языческой учёностью, риторическими заслугами... Он умудряется даже формулы смирения произносить с превосходством. Не могу сказать, что у Августина нет причин гордиться собой. но выглядит это не слишком красиво и по меньшей мере комично.
Точно так же с совершенно логичным в исповеди сокрушением о своих грехах и покаянии в своей неправоте соседствуют настойчивые (хотя, видимо, бессознательные) попытки самооправдания. Почему родители своевременно не женили? Не друзья ли втравили в дурные развлечения? А манихеи, развратившие ложным учением своим? Возможно, это будет некоторым преувеличением, но я бы сказал, что учение о грехопадении тоже во-многом исходит из мотива оправдания и перекладывания ответственности - "я не могу не грешить из-за Адама, хотел бы, но не могу".
С другой стороны, возможно, в противовес этой тенденции, декларации Августина зачастую чрезмерно ригористичны и тоже не придают ему симпатичности. Преимущества брака (отношения полов, кажется, очень болезненная тема для него и тоже с противоположными знаками), заключённого исключительно из соображений продолжения рода, подчинённость женщины мужчине только из-за пола без рациональных причин (равенство их сам Блаженный признает), крайне агрессивное отношение к еретикам, куда относятся любые проявления нестандартности... Конечно, всё это общие места, но в страстном и настойчивом изложении человека неглупого, но... сложного, вот, производит какое-то особенно отталкивающее впечатление. Просится на язык "Врачу, излечися сам!", но ведь он этим и лечится.
Финал книги, несколько натужно присоединенный к ней, с экзегезой Шестоднева, производит несколько меньшее впечатление. Многословность Августина и риторические повторы, извинительные и даже приятные в жарких воззваниях к Господу (между прочим, не встречал я ещё богословских произведений, где бы так явственно присутствовал Бог), перегружают текст, который должен бы доносить до нас не эмоции автора, а его мысли и построения. Рассуждения о времени, впрочем, довольно интересны - не Августин ли дал толчок идее упорядоченной системе единиц измерения, образцы которых имелись бы в Палате Мер и Весов, где их можно было бы подвергнуть непосредственному изучению и точному определению? Однако же насколько превосходят зацикленные на вечности и неизменяемости христианские (или даже - европейские) концепции идеи буддизма, где без малейшей натуги эти вопросы объясняются через каскад мгновенных континуумов! Впрочем, я хочу посвятить вопросу о неизменной вечности отдельный пост...
В целом, конечно, "Исповедь" Аврелия Августина - из тех вещей, которые стоит прочитать всем без исключения и которые, пожалуй, относятся к значимым артефактам европейской культуры. Помимо сомнительных требований образованности, это чтение просто весьма приятное и увлекательное.