Посмотрел фильм "Крабат Ученик колдуна". В кинотеатре как-то не собрался, хотя и хотел, но вот всё-таки удосужился. Это фильм по замечательной сказке Отфрида Пройслера, которую я помню с детства, и поэтому я многого от него ждал. Как ни странно, не обманулся.
Итак, Крабат, нищий подросток, бродяжничающий по Саксонии в поисках милостыни после того, как его семья умерла от чумы, слышит во сне некий зов и, следуя ему, приходит на одинокую мельницу. Мельник немедленно и не задавая никаких вопросов предлагает юноше стать его учеником. Через некоторое время Крабат проходит посвящение и узнает, что подмастерья на мельнице не только мелют, но и учатся чёрной магии. А каждое новолуние в чёрной повозке приезжает некто и привозит мешки, содержимое которых мелют ночью на седьмом жернове, который больше не используют никогда (не знаю, правильным ли было решение в фильме показать, что же в мешках, но, впрочем, образ достаточно соответствует атмосфере и таинственен, а значит, открыт толкованиям). Крабат приносит кривому мельнику клятву верности, отныне называя его Хозяином, и начинает изучать чёрную магию. Поначалу это искусство увлекает его, на мельнице юноша крепнет, а в подмастерьях находит хоть и не друзей, но весёлую компанию. Ограничения не так уж велики - нужно "отстраниться от мирской суеты", не холдить лишний раз в ближние деревни и, главное, не заводить девушку. Хотя к чему тратить силы на учёбу, рисковать бессмертной душой и жизнью, если живёшь в простой избе, ешь похлёбку, работаешь до седьмого пота и при том даже радостей простых людей? Вот тут фильм и правда очень мудро изменили в сравнении с книгой, удалив всякий намёк на возможные амбиции, - всё это колдовство по сути пустышка, оно ничего не даёт, никакой радости, кроме ощущения себя лучше других. Однако Крабату всё нравится, пока он не узнаёт, насколько] серьёзны запреты мельницы. Девушка, с которой тайно встречался Тонда, единственный, пожалуй, друг Крабата, всплывает мёртвой в мельничном ручье, а затем открывается, что число подмастерий постоянно - каждую новогоднюю ночь один из них умирает, и Хозяин берёт нового. Конечно, в этот раз выбор пал на Тонду. Крабат осознает, что отдал слишком многое... особенно потому, что ему нравится одна девушка из соседней деревни. Однако единственный способ спастись с мельницы - это если тебя под новый год попросит отпустить твоя девушка. А Крабат боится даже узнать имя возлюбленной, чтоб не сделать её жертвой Хозяина. Он готовится умереть, но она всё-таки приходит и выдерживает испытание, узнав его среди двенадцати воронов, потому что их сердца бьются в унисон. Хозяин сгорает вместе со своей мельницей, а освобожденные подмастерья снова становятся обычными людьми.
Спецэффекты в фильме не слишком высокотехнологичны, учитывая год выхода, но сделаны со вкусом и этот минимализм не заметен. Драка с мародёрами, где спецэффектов-то по сути и нет, выглядит, однако, очень по-колдовски. Просто, но стильно построена и сцена, где Юро задерживает восход солнца. В целом фильм очень атмосферный. Все необходимые коннотации и смыслы ощущаются в короткой и лишенной деталей сцене с повозкой в новолуние и её безымянным безликим возницей.
И, если говорить о прямо не называемых ассоциациях - это чрезвычайно христианская сказка. Разные детали, фразы, даже общее ощущение от мельницы показывает, что здесь служат смерти. Здесь смерть не побеждена, а господствует, как единственный закон. Жизнь и любовь возможны только вне мельницы, и только они способны превзойти силу её Хозяина. Он пытается купить Крабата и других подмастерий, пытается запугать, обещает власть, предлагает месть... Всё, чтоб отвлечь его от возлюбленной. И Юро, очень могучий колдун, не решается бросить вызов хозяину, зная, что надежды у него нет - " у меня нет девушки".
Жаль, что эта сказка едва ли станет популярным зрелищем для детей - в наше время не любят жестоких сказок, хотя это, безусловно, отличная история для детей, а сказки - дело слишком серьёзное, чтоб выхолащиваться и и покрываться розовым лаком. И в эпоху увлечения магическими школами этот вариант такой школы, по меньшей мере, интересен - а ведь он куда ближе к классическим представлениям.