Вчера как-то не было сил об этом написать, но был в Историческом музее. Выставки неинтересные.
"Тысяча лет русского паломничества" сперва заинтересовала названием, напомнив о лекциях насчёт особенностей русской религиозности и акцента на местночтимых святых и святынях. Однако про местночтимых там как раз мало, тогда как большая часть выставки посвящена Иерусалиму и Афону, слегка разбавленным Константинополем - уж явно не самым основным паломническим маршрутам в течение этого тысячелетия. Русские же монастыри как-то свалены в одну кучу. Да и экспонаты подобраны несколько странно. Да, есть зарисовки местности (включая прекрасные виды Палестины кисти Поленова - поразительно, что вид "Евреи у стены Соломоновой" практически не изменился за век с лишним), есть и разнообразные святыньки и обереги на продажу (слово "сувениры", использованное даже в официальном описании выставки, тут явно неуместно), вывозимые из святых мест, но немало и вещей, очень произвольно отнесённых к теме паломничества весьма произвольно - просто церковная утварь из того или иного места. Некоторые из них интересны, но концепция у выставки в итоге совсем рыхлая. Кроме того, эти вещи как раз не очень меняются в зависимости от места. Я надеялся увидеть больше о самом паломничестве - предметы путевого обихода и прочее... Но этим занят лишь один маленький стенд. Мне больше всего понравились очень примитивные амулеты (простите, но другого слова не подберу) из Израиля, XIX века, резные. Спас Нерукотворный поразительно похож на голову Локи X века.
Вторая выставка, "Золото. Металл богов и царь металлов", вообще не произвела впечатления. Да, там очень много золота, так что я даже имел возможность услышать сакраментальное "Эх, люди жили...", буквально! Однако я никогда особенно не любил этот металл, а авторы большинства произведений на выставке явно больше заботились о том, чтоб налепить на них побольше драгметаллов и блестящих камушков, а не об изяществе и вкусе. Более всего мне понравились изящные камеи, на которых как раз золота не было. Кроме того, приглянулись буддийские статуэтки (к своему стыду узнал я лишь Тару) и несколько коллекционных золотых монеток разных стран (включая таинственную, с семисвечником, но буквами явно не из иврита). При всей моей любви к холодному оружию, набор подарочных сабель и парадных мечей лишь удручил - эти нефункциональные куски металла лишь унижают саму идею, за исключением одной шпаги с пламенеющим клинком, где золото было разве что на изящной гравировке.