Я таки посмотрел (не думал, не гадал - нечаянно попал) "Алису в Стране Чудес" Тима Бёртона. Фильм оправдал мои ожидания, и с лихвой, надо признать - впрочем, и дополнить, что ожидания мои были не слишком восторженными. Уговоримся сразу - я об этом уже писал, Кэррол в принципе плохо экранизируем, а от Бёртона безумием было бы ожидать, что он хоть бы попытается. Это не экранизация, а оригинальное произведение, апеллирующее к Кэрролу и эксплуатирующее созданные им архетипы-маски, как "American McGee's Alice".
Но сперва - небольшое отступление по поводу 3-D. Это не революция в кинематографе. Ничего принципиально нового оно автору не даёт. Это всего лишь аттракцион. Всё кино начиналось как аттракцион, а потом выросло в искусство - но эта его часть, трюк без наполнения, никогда совсем не исчезала, вот мы её и наблюдаем. Восторгов по этому поводу не одобряю и не разделаю.
А вот фильм красивый. Не благодаря стереочкам, а сам по себе. Весьма, весьма красивый. Дизайны умеренны про причудливости и гротескности, но оттого не менее приятны глазу, от буйства красок до сцены, выполненной в одном тоне - всё изображено с большим вкусом. Пожалуй, гармоничность картинки - да, вот что надо отметить. Глаза Чеширского Кота - вообще зрелище завораживающее. И много прекрасных деталей, создающих образ - вроде меблировки из обезьян во дворце Королевы Червей.
Да, сюжет довольно шаблонен. Напомню, что в оригинале, по сути, сюжета и нет, а главная героиня не делает вообще ничего, поэтому создание сюжета самостоятельно - суровая необходимость. Надо признать, ничего шокирующе нового он в себе не несёт. К счастью, популярной почему-то в самых разных трактовках идее, что страна Чудес - это для Алисы род психотерапии, уделили не слишком много внимания. В остальном - да, избранная спасает волшебную страну, собрав артефакты и сразив чудовище. Однако и тут есть вещи, для меня интересные. Разумеется, это можно списать на мою личную склонность ко всяким размышлизмам, но мне понравилось, что конфликт Белой и Червонной Королев до конца не раскрыт. Обе они - преинтересные создания, с которыми можно связать целый ряд сложных ассоциаций и которые не укладываются в стандартную дихотомию фэнтезийного добра и зла, поэтому я предпочитаю видеть в этом своеобразную вне-этическую амбивалентность языческого толка. Воистину, отрицающая насилие, интровертная, мечтательная и невозмутимая Белая Королева и яростная, порывистая, непостоянная Королева Червей представляют скорее сменяющие дрруг друга циклы, чем этические категории.
Но главное, что есть в этом фильме (впрочем, к этому я частично уже перешёл) - это персонажи. Алиса совершенно прелестна, в ней столько искренности, совершенно детской наивной серьёзности, весьма уместной тут! За карьерой Мии Васиковска нужно пристально следить, у неё явно есть будущее. Хвалить Дэппа - значило бы говорить очевидное, скажу лишь, что Шляпник - ещё один обаятельный психопат в его коллекции. Мартовский Заяц присутствует меньше и не вполне каноничен, хоть и яркий припадочный, зато Труляля и Траляля просто эталонные...
В целом, фильм стоит смотреть ради персонажей и картинки. Очень позитивное зрелище. Не великое событие, но весьма достойное фэнтези. Напоминает больше всего не Кэррола, а скорее, пожалуй, Геймана - сочетание мрачноватой местами атмосферы и вольной фантазии, несколько загадочные персонажи и персонаж на грани двух миров...



P.S. Впервые с 2007 года снял плакат "Звездные Войны - 30 лет", чтоб заменить его постером "Алисы в Стране Чудес".