Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Думаю, многие (из моих сверстников, конечно) помнят выходившую в начале 2000-х серию "Страшилки" - с оформлением обложки чем-то вроде орнамента из зловещих костей и большой Ш в названии серии. Мне она более всего запомнилась серией отличных детских ужастиков Тома Б. Стоуна, но вообще там выходило много примечательного и скрашивавшего моё детство.
Итак, однажды я увидел на книжном развале книгу в знакомом оформлении и немедленно купил её (вы уже могли заметить, что я склонен к ностальгии, как это случается с молодыми людьми). Покупка называлась "Большая книга детских страшилок" и была лишена автора. Я надеялся найти там что-то вроде знаменитого сборника страшилок от Успенского - и жестоко обманулся!
Чтоб понять причины моего разочарования, ознакомьтесь для начала )как это ни странно) с послесловием:
"Ну как, страшно было? Теперь будет что рассказать вечером друзьям. Ты заметил, что все эти истории всегда заканчиваются хорошо? А почему, не задумывался?
Всё дело в том, что герои рассказанных нами страшилок сумели даже в минуту смертельной опасности преодолеть страх и действовать решительно. Уверены, что и ты, встретив страшного Буку или очень неприятную бородатую старуху, не растеряешься и сможешь одолеть всех страшил благодаря смелости и находчивости. К тому же порой для того, чтоб избавиться от неприятностей, достаточно просто проявить доброту и дружелюбие, как это сделала жена профессора Доставайло, налившая для расшалившегося домового блюдце молока."
Во-первых, прежде всего и самое главное - это неправильно. Да, все рассказы книге кончаются хорошо, и поэтому это не страшилки. Страшилки почти никогда не заканчиваются хорошо. Вообще-то даже хорошие авторские рассказы ужасов почти всегда кончаются плохо. Романам хэппи-энд разрешён, но рассказы... А ведь ближе всего в страшилкам стоят рассказы Г.Ф. Лавкрафта - они тоже посвящены совершенно потусторонним, непознаваемым кошмарам, которые нельзя ни изгнать, ни задобрить, ни даже понять, отчего такое случилось именно с тобой. Страшилки воплощают самые глубинные и общие страхи человека - страх внезапной смерти. Именно этим отличается фэнтези, где герой с мечом отмахивается от демона, от ужасов - хотя демон там может быть точно такой же. Настоящий страх вызывает то, с чем невозможно бороться. Поэтому страшилки, центральные персонажи которых выживают - это нонсенс.
Во-вторых. в этом отрывке написана неправда. Всего в нескольких рассказах герои спаслись благодаря храбрости и смекалке. В книге так широко применяется принцип deus ex machina, что это даже перестаёт удивлять. Впрочем, зачастую это объяснимо - авторы всё-таки пытаются ведь писать похоже на страшилки, так что загоняют героев в ужасные ситуации, которые неизбежно закончатся их смертью... в нормальной книге, а в это внезапно случится что-то и спасёт их. Апофеозом подобных сюжетных коллизий стал рассказ, где мальчика, схваченного эдаким неполноценным гекатонхейром, спасла молния, внезапно ударившая прямо в чудовище.
Кроме того, не меньше половины книги составляют истории, которые могут считаться страшилками с тем же правом, что и "Мойдодыр". Они на него очень похожи - ребёнок делает нечто нехорошее, появляется неприятное и пугающее чудовище, связанное своим видом или повадками с этим предосудительным действием, ребёнок делает обратное, спасается и с тех пор всегда ведёт себя хорошо. Конечно, страшилки некоторым образом насаждают уважение к табу, но они всё-таки очень далеки от такого рода нравоучительных рассказов. Даже в этом ряду меня совсем поставила в тупик история о крайне непослушном шестилетнем мальчике, родители которого были слишком мягки и никак не пресекали его капризы, сами от этого страдая; какая-то старушка, узнав об этом, подарила ему шерстяной шарф - и тот стал затыкать ему рот, едва не удушая, каждый раз, как мальчик капризничал и ругался; после пары таких случаев родители (считавшие, конечно, что он сам пихает в рот шарф для привлечения внимания) так испугались за сына и рассердились на него же, что в кои-то веки отшлепали и поставили в угол, после чего у них началась нормальная жизнь. История с моралью скорее для родителей, чем для детей, и, мягко говоря, странной ролью старушки...
Ах, да, а ещё есть (к счастью, всё-таки не много) истории-сны, где вместо невероятных спасительных обстоятельств используется просто пробуждение - и уж это дидактика в чистом виде, даже без примеси ужаса. Не представляю, кто рассказывал бы такое друзьям...
Уровень и стиль рассказов заметно отличается - писал её явно не один человек. И отличается здорово. Местами почти совсем детский текст, где--то - вполне взрослые ужастиковые описания гнилостного запаха и полуистлевшей кожи; подчас стиль речи и мышления ребёнка и подростка воспроизведены весьма удачно, но местами - крайне топорно. Некоторые рассказы и вовсе носят юмористический характер - кстати, они и правда забавны и написаны сочно, только как-то не совсем к месту. Есть ряд историй (подозреваю, одного автора, которые производят неприятное впечатление своей незаконченностью. Конечно, в страшилках не должно быть объяснений происходящего - но там и нет сложных сюжетных завязок, нити которых потом повисают в никуда, да и развязкой становится смерть персонажей - а если они выжили, сюжет смотрится совсем иначе. Выглядят эти отрывки как первые главы не очень удачных романов.
Сюжеты... Помимо "мойдодырообразных", вполне обыкновенные - призраки, ведьмы, русалки, гигантский паук, есть даже история, подозрительно напоминающая фильм "Факультет". Что характерно, отсутствуют столь популярные в страшилках отдельные разноцветные органы и тому подобное - видимо, в слишком позитивную и рационалистическую канву книги они не вписались. Ни одного запоминающегося монстра или явления на всю книгу.
Короче говоря, "Большая книга детских страшилок" меня крайне разочаровала, хотя несколько более-менее забавных и интересных моментов там и можно найти. К несчастью, общего качества книги они не искупают. От этой серии я ожидал большего, признаюсь.
Итак, однажды я увидел на книжном развале книгу в знакомом оформлении и немедленно купил её (вы уже могли заметить, что я склонен к ностальгии, как это случается с молодыми людьми). Покупка называлась "Большая книга детских страшилок" и была лишена автора. Я надеялся найти там что-то вроде знаменитого сборника страшилок от Успенского - и жестоко обманулся!
Чтоб понять причины моего разочарования, ознакомьтесь для начала )как это ни странно) с послесловием:
"Ну как, страшно было? Теперь будет что рассказать вечером друзьям. Ты заметил, что все эти истории всегда заканчиваются хорошо? А почему, не задумывался?
Всё дело в том, что герои рассказанных нами страшилок сумели даже в минуту смертельной опасности преодолеть страх и действовать решительно. Уверены, что и ты, встретив страшного Буку или очень неприятную бородатую старуху, не растеряешься и сможешь одолеть всех страшил благодаря смелости и находчивости. К тому же порой для того, чтоб избавиться от неприятностей, достаточно просто проявить доброту и дружелюбие, как это сделала жена профессора Доставайло, налившая для расшалившегося домового блюдце молока."
Во-первых, прежде всего и самое главное - это неправильно. Да, все рассказы книге кончаются хорошо, и поэтому это не страшилки. Страшилки почти никогда не заканчиваются хорошо. Вообще-то даже хорошие авторские рассказы ужасов почти всегда кончаются плохо. Романам хэппи-энд разрешён, но рассказы... А ведь ближе всего в страшилкам стоят рассказы Г.Ф. Лавкрафта - они тоже посвящены совершенно потусторонним, непознаваемым кошмарам, которые нельзя ни изгнать, ни задобрить, ни даже понять, отчего такое случилось именно с тобой. Страшилки воплощают самые глубинные и общие страхи человека - страх внезапной смерти. Именно этим отличается фэнтези, где герой с мечом отмахивается от демона, от ужасов - хотя демон там может быть точно такой же. Настоящий страх вызывает то, с чем невозможно бороться. Поэтому страшилки, центральные персонажи которых выживают - это нонсенс.
Во-вторых. в этом отрывке написана неправда. Всего в нескольких рассказах герои спаслись благодаря храбрости и смекалке. В книге так широко применяется принцип deus ex machina, что это даже перестаёт удивлять. Впрочем, зачастую это объяснимо - авторы всё-таки пытаются ведь писать похоже на страшилки, так что загоняют героев в ужасные ситуации, которые неизбежно закончатся их смертью... в нормальной книге, а в это внезапно случится что-то и спасёт их. Апофеозом подобных сюжетных коллизий стал рассказ, где мальчика, схваченного эдаким неполноценным гекатонхейром, спасла молния, внезапно ударившая прямо в чудовище.
Кроме того, не меньше половины книги составляют истории, которые могут считаться страшилками с тем же правом, что и "Мойдодыр". Они на него очень похожи - ребёнок делает нечто нехорошее, появляется неприятное и пугающее чудовище, связанное своим видом или повадками с этим предосудительным действием, ребёнок делает обратное, спасается и с тех пор всегда ведёт себя хорошо. Конечно, страшилки некоторым образом насаждают уважение к табу, но они всё-таки очень далеки от такого рода нравоучительных рассказов. Даже в этом ряду меня совсем поставила в тупик история о крайне непослушном шестилетнем мальчике, родители которого были слишком мягки и никак не пресекали его капризы, сами от этого страдая; какая-то старушка, узнав об этом, подарила ему шерстяной шарф - и тот стал затыкать ему рот, едва не удушая, каждый раз, как мальчик капризничал и ругался; после пары таких случаев родители (считавшие, конечно, что он сам пихает в рот шарф для привлечения внимания) так испугались за сына и рассердились на него же, что в кои-то веки отшлепали и поставили в угол, после чего у них началась нормальная жизнь. История с моралью скорее для родителей, чем для детей, и, мягко говоря, странной ролью старушки...
Ах, да, а ещё есть (к счастью, всё-таки не много) истории-сны, где вместо невероятных спасительных обстоятельств используется просто пробуждение - и уж это дидактика в чистом виде, даже без примеси ужаса. Не представляю, кто рассказывал бы такое друзьям...
Уровень и стиль рассказов заметно отличается - писал её явно не один человек. И отличается здорово. Местами почти совсем детский текст, где--то - вполне взрослые ужастиковые описания гнилостного запаха и полуистлевшей кожи; подчас стиль речи и мышления ребёнка и подростка воспроизведены весьма удачно, но местами - крайне топорно. Некоторые рассказы и вовсе носят юмористический характер - кстати, они и правда забавны и написаны сочно, только как-то не совсем к месту. Есть ряд историй (подозреваю, одного автора, которые производят неприятное впечатление своей незаконченностью. Конечно, в страшилках не должно быть объяснений происходящего - но там и нет сложных сюжетных завязок, нити которых потом повисают в никуда, да и развязкой становится смерть персонажей - а если они выжили, сюжет смотрится совсем иначе. Выглядят эти отрывки как первые главы не очень удачных романов.
Сюжеты... Помимо "мойдодырообразных", вполне обыкновенные - призраки, ведьмы, русалки, гигантский паук, есть даже история, подозрительно напоминающая фильм "Факультет". Что характерно, отсутствуют столь популярные в страшилках отдельные разноцветные органы и тому подобное - видимо, в слишком позитивную и рационалистическую канву книги они не вписались. Ни одного запоминающегося монстра или явления на всю книгу.
Короче говоря, "Большая книга детских страшилок" меня крайне разочаровала, хотя несколько более-менее забавных и интересных моментов там и можно найти. К несчастью, общего качества книги они не искупают. От этой серии я ожидал большего, признаюсь.
Ну, что характерно, про Буку можно написать очень страшно - вот у Кинга отлично вышло. )