Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Вспомнил тут в связи с православной эсхатологией книгу, которую мне бабушка когда-то в нежном возрасте (моём, не её) давала. И нашёл. И перечитал. Юлия Вознесенская, "Путь Кассандры, или Приключения с макаронами", роман-антиутопия на основе православной эсхатологии, собственно. Какой же редкостный трэш, почти готовое аниме.
Чувствуется, что Вознесенская, с одной стороны, принадлежит православной прихрамовой среде, а с другой - эдакому сравнительно молодому коллективу любителей фантастики. И пытается писать книгу, выражая себя в обеих ипостасях. Выходит... странно. Антиутопии бывают разные. Но Вознесенская не хочет замыкаться в рамках узкого стиля! Её антиутопия похожа сразу на "Мы", "О дивный новый мир", "Fallout" и Б-г знает, что ещё: Третья Мировая Война и глобальные экологические катаклизмы привели к затоплению большей части Земли, мутациям, гибели миллионов людей и т.д.; цивилизация ютится на вершинах гор и в плавучих городах; люди выглядят одинаково, подвергаются тотальному контролю государства, боятся тактильных контактов (и, кстати, не понятно, как при этом размножаются - ведь клонирование человека официально невозможно); при этом работать надо всего два часа в день и все очень счастливы, живя в Реальности (т.е. виртуальной реальности) большую часть времени; совершенно невнятна ситуация с господствующей моралью, единственной религией является вера в Мессию, мирового лидера, живущего на острове Иерусалиме, но никаких признаков религии у неё при этом не наблюдается... Во всём этом мало внутренней логики, но что уж поделать - автор, похоже, об этом особенно не думает. Ах, да, разумеется, я описал ситуацию во всём мире, кроме России. Она огорожена от остального мира стеной, не признаёт мирового правительства Мессии, там восстановлена монархия и всё население - православное.
Вот в таком мире и живёт главная героиня, Кассандра. Она - девушка во всех отношениях необычная, это прямо-таки бросается в глаза. Во-первых, она девственница, не только в жизни, но и в Реальности. Во-вторых, она внучка диссидентки. которая боролась с советской властью, восстанавливала в России монархию и тому подобное, и грека-миллионера, который всё это оплачивал и создал целый флот для спасения людей во время потопа. Воспитана она была в вере православной, хотя потом об этом почти забыла. А вот с бабушкой отношения до сих пор поддерживает. С этого и начинаются её приключения. Бабушка сломала бедро, и внучка приезжает пожить с ней в её поместье в Баварии, где всё осталось так, как было до Мессии. Для начала Кассандра начинает ценить свою красоту, затем природу и свежий воздух, впервые подумывает лишиться девственности, а в процессе занимается для бабушки контрабандой незаконно произведённых макарон. Выясняется, что макароны нужны для монастыря, и теперь Кассандра, пусть и неверующая, должна отвести их туда... Разумеется, в обители она стремительно обретает веру, а вскоре после этого имеет даже возможность пострадать за неё на каторге, но в итоге, как всякая правильная христианка в такие времена уходит в горы.
Изначально кажется, что в романе царит полный хаос - автор стремится уместить туда и идеи из антиутопий, и "общечеловеческие" ценности, и христианскую проповедь... Но ближе к концу понимаешь, что, скорее всего, этот хаос - намеренный. Изначально читатель настраивается воспринимать этот мир негативно, благодаря многочисленным ужасам самого разного рода, хоть что-то да заденет; затем бабушка, эдакая дореволюционная аристократка по типажу (что ж, они были православного исповедания), вызывающая желание ей подражать, хождение в шелках, загар и свежая рыба из собственного пруда выступают как выражение непокорности Антихристу; а дальше - симпатичные монахини, цитаты из Феофана Затворника и в конце - прямая мораль всей этой истории, вложенная в уста священника. Короче говоря, доля православного дискурса в "Пути Кассандры..." постепенно возрастает. Вероятно, так предполагается катехизировать читателей, более-менее далёких от этого дискурса. Было бы, наверное, даже эффективно, если б не столь грубо.
А дискурса там в избытке. Весь набор из "Конца света в одной отдельно взятой стране" представлен: и персональный код - печать Антихриста, и, повторюсь, Россия, в которую не вступил Антихриста, и даже те самые злые китайцы. Правда, видно, что местами Вознесенская пытается найти более "либеральный" вариант - вот "китайцы", например, это на самом деле злые клоны, выглядящие как китайцы, а ещё в книге есть хорошие евреи и нету плохих.
Создать убедительный образ конца света автору не удалось. Антихрист не выглядит таковым - прежде всего, совсем не видно, чтоб он претендовал занять место Христа; его личность не назовёшь уникальной - скорее типичный диктатор, по крайней мере, судя по всему, что нам сообщают. Пророк Айно (разумеется, это Енох, явившийся возвестить последние дни) выглядит, по-моему, гораздо более "антихристовым", со своей речью в стиле НЛП и диалогами, где собеседнику отвечают прежде, чем он спросит. Вообще царит атмосфера скорее медленного упадка, чем падения в пропасть. С богословской точки зрения вообще можно было бы придираться, но это было бы глупо.
В целом же "Путь Кассандры, или Приключения с макаронами" - очень сомнительного качества литература, но интересный культурный феномен. И с таким настроем её и стоит читать. Между прочим, у меня голове этот роман смешался с рассказами о посмертных мытарствах, замаскированных под фэнтези, который мне бабушка давала тогда же (может, тоже Вознесенской, но не уверен). Кто подскажет название?
Чувствуется, что Вознесенская, с одной стороны, принадлежит православной прихрамовой среде, а с другой - эдакому сравнительно молодому коллективу любителей фантастики. И пытается писать книгу, выражая себя в обеих ипостасях. Выходит... странно. Антиутопии бывают разные. Но Вознесенская не хочет замыкаться в рамках узкого стиля! Её антиутопия похожа сразу на "Мы", "О дивный новый мир", "Fallout" и Б-г знает, что ещё: Третья Мировая Война и глобальные экологические катаклизмы привели к затоплению большей части Земли, мутациям, гибели миллионов людей и т.д.; цивилизация ютится на вершинах гор и в плавучих городах; люди выглядят одинаково, подвергаются тотальному контролю государства, боятся тактильных контактов (и, кстати, не понятно, как при этом размножаются - ведь клонирование человека официально невозможно); при этом работать надо всего два часа в день и все очень счастливы, живя в Реальности (т.е. виртуальной реальности) большую часть времени; совершенно невнятна ситуация с господствующей моралью, единственной религией является вера в Мессию, мирового лидера, живущего на острове Иерусалиме, но никаких признаков религии у неё при этом не наблюдается... Во всём этом мало внутренней логики, но что уж поделать - автор, похоже, об этом особенно не думает. Ах, да, разумеется, я описал ситуацию во всём мире, кроме России. Она огорожена от остального мира стеной, не признаёт мирового правительства Мессии, там восстановлена монархия и всё население - православное.
Вот в таком мире и живёт главная героиня, Кассандра. Она - девушка во всех отношениях необычная, это прямо-таки бросается в глаза. Во-первых, она девственница, не только в жизни, но и в Реальности. Во-вторых, она внучка диссидентки. которая боролась с советской властью, восстанавливала в России монархию и тому подобное, и грека-миллионера, который всё это оплачивал и создал целый флот для спасения людей во время потопа. Воспитана она была в вере православной, хотя потом об этом почти забыла. А вот с бабушкой отношения до сих пор поддерживает. С этого и начинаются её приключения. Бабушка сломала бедро, и внучка приезжает пожить с ней в её поместье в Баварии, где всё осталось так, как было до Мессии. Для начала Кассандра начинает ценить свою красоту, затем природу и свежий воздух, впервые подумывает лишиться девственности, а в процессе занимается для бабушки контрабандой незаконно произведённых макарон. Выясняется, что макароны нужны для монастыря, и теперь Кассандра, пусть и неверующая, должна отвести их туда... Разумеется, в обители она стремительно обретает веру, а вскоре после этого имеет даже возможность пострадать за неё на каторге, но в итоге, как всякая правильная христианка в такие времена уходит в горы.
Изначально кажется, что в романе царит полный хаос - автор стремится уместить туда и идеи из антиутопий, и "общечеловеческие" ценности, и христианскую проповедь... Но ближе к концу понимаешь, что, скорее всего, этот хаос - намеренный. Изначально читатель настраивается воспринимать этот мир негативно, благодаря многочисленным ужасам самого разного рода, хоть что-то да заденет; затем бабушка, эдакая дореволюционная аристократка по типажу (что ж, они были православного исповедания), вызывающая желание ей подражать, хождение в шелках, загар и свежая рыба из собственного пруда выступают как выражение непокорности Антихристу; а дальше - симпатичные монахини, цитаты из Феофана Затворника и в конце - прямая мораль всей этой истории, вложенная в уста священника. Короче говоря, доля православного дискурса в "Пути Кассандры..." постепенно возрастает. Вероятно, так предполагается катехизировать читателей, более-менее далёких от этого дискурса. Было бы, наверное, даже эффективно, если б не столь грубо.
А дискурса там в избытке. Весь набор из "Конца света в одной отдельно взятой стране" представлен: и персональный код - печать Антихриста, и, повторюсь, Россия, в которую не вступил Антихриста, и даже те самые злые китайцы. Правда, видно, что местами Вознесенская пытается найти более "либеральный" вариант - вот "китайцы", например, это на самом деле злые клоны, выглядящие как китайцы, а ещё в книге есть хорошие евреи и нету плохих.
Создать убедительный образ конца света автору не удалось. Антихрист не выглядит таковым - прежде всего, совсем не видно, чтоб он претендовал занять место Христа; его личность не назовёшь уникальной - скорее типичный диктатор, по крайней мере, судя по всему, что нам сообщают. Пророк Айно (разумеется, это Енох, явившийся возвестить последние дни) выглядит, по-моему, гораздо более "антихристовым", со своей речью в стиле НЛП и диалогами, где собеседнику отвечают прежде, чем он спросит. Вообще царит атмосфера скорее медленного упадка, чем падения в пропасть. С богословской точки зрения вообще можно было бы придираться, но это было бы глупо.
В целом же "Путь Кассандры, или Приключения с макаронами" - очень сомнительного качества литература, но интересный культурный феномен. И с таким настроем её и стоит читать. Между прочим, у меня голове этот роман смешался с рассказами о посмертных мытарствах, замаскированных под фэнтези, который мне бабушка давала тогда же (может, тоже Вознесенской, но не уверен). Кто подскажет название?
На эту же тему есть книга "Димон", протоиерея Александра Торика.