Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Итак, прочитана первая книга "The Sandman" Нила Геймана. Культовые комиксы такие культовые. А Гейман такой Гейман.
Разнообразие стилей, настроений и атмосферы в разных эпизодах восхитительно. Ужасы в стиле Стивена Кинга и ужасы в стиле Клайва Баркера, постмодернистская фантасмагория и магический реализм, комикс и фэнтези... И всё это не распадается, остаётся цельным повествованием, связанное эфемерной тканью снов и уникальным, мгновенно узнаваемым углом зрения Нила Геймана. Я убеждён, что узнаваемость, если угодно, индивидуальный "привкус" произведений - один из важнейших показателей писательского таланта, и в комиксах Геймана этот привкус ощутим не менее, чем в романах.
Впрочем, попробуем всё-таки пересказать классику... Итак, Сон был пленён некими незадачливыми оккультистами на семьдесят лет, а когда, наконец, освободился, обнаружил своё царство обратившимся без хозяина в руины, подданных - разбежавшимися или одичавшими, а свои три сокровища, символы власти над грёзами, затерянными. Их-то он и начинает собирать - в окрестностях Лондона вместе с Джоном Константином, в Аду... а вот с третьим сокровищем заминка. Рубин Сна давным-давно захватил суперзлодей по имени Доктор Судьба, и за эти годы он так извратил суть камня (а камень - его личность), что рубин не признаёт больше никакого другого хозяина. А значит, предстоит борьба за власть над сном, грёзами... и безумием.
Сон, задумчивый и депрессивный юноша, которому, кажется, недостаёт мотивации и смысла жизни (возможно, он слишком долго занимался этой работой), но в то же время свыкшийся с образом мрачного владыки, весьма симпатичен. Разумеется, Смерть не случайно самый популярный персонаж серии - она очаровашка, хоть персонаж (по крайней мере, судя по этой части истории), по существу, и не сложный. Однако мой фаворит - Джон Ди, он же Доктор Судьба; я не читал комиксов с его участием, но готов спорить, что до Геймана он не был столь восхитительно харизматичным. А ещё тут есть Люцифер, "похожий на Боуи, когда он ещё играл фолк", обаятельные Каин и Авель и даже Страшила в эпизодах (и в лечебнице "Аркхэм"). Вообще, как вы уже могли заметить, персонажей комиксов много - больше, чем средний читатель, особенно в России, способен узнать. "The Sandman" - несомненно, часть вселенной DC Comics, но в то же время этот комикс открывает в ней новое измерение; будто Гейман переставил пару забытых коробок с хламом и нашёл дверь на чердак, а никто и не знал, что чердак у нас есть.
Рисунок Сэма Кита поначалу несколько напрягал. Он, безусловно, хорошо передаёт атмосферу сна, но порой кажется слишком гротескным, смотрится несколько комично, что может снижать накал ужаса или мрачности там, где они должны быть (хоть есть и эпизоды, где нелепый вид к месту). Например, Вельзевул скорее вызывает смех, чем содрогание. Впрочем, я обнаружил, что очень быстро привык к этому стилю, поэтому не буду настаивать на своей точке зрения. Тем не менее, когда Кита сменил Майк Дрингенберг, я ощутил себя в большей степени в своей тарелке. Дрингенберг не хуже изображает искажённую материю сна, но при этом его не заподозришь в несерьёзности.
Отдельно хочу сказать об издании - оно отличное. Качественно напечатано, хорошо переведено, а главное - примечания. Как я уже сказал, многие аллюзии на старые комиксы практически невозможно понять без них, а ведь есть ещё и постмодернистские намёки Геймана, которые тоже не все удастся вычленить самостоятельно. Поэтому не пренебрегайте ими при чтении.
Ну, классика есть классика. "The Sandman" великолепен и потрясающ. Осталось лишь дождаться оставшихся девяти книг.
Разнообразие стилей, настроений и атмосферы в разных эпизодах восхитительно. Ужасы в стиле Стивена Кинга и ужасы в стиле Клайва Баркера, постмодернистская фантасмагория и магический реализм, комикс и фэнтези... И всё это не распадается, остаётся цельным повествованием, связанное эфемерной тканью снов и уникальным, мгновенно узнаваемым углом зрения Нила Геймана. Я убеждён, что узнаваемость, если угодно, индивидуальный "привкус" произведений - один из важнейших показателей писательского таланта, и в комиксах Геймана этот привкус ощутим не менее, чем в романах.
Впрочем, попробуем всё-таки пересказать классику... Итак, Сон был пленён некими незадачливыми оккультистами на семьдесят лет, а когда, наконец, освободился, обнаружил своё царство обратившимся без хозяина в руины, подданных - разбежавшимися или одичавшими, а свои три сокровища, символы власти над грёзами, затерянными. Их-то он и начинает собирать - в окрестностях Лондона вместе с Джоном Константином, в Аду... а вот с третьим сокровищем заминка. Рубин Сна давным-давно захватил суперзлодей по имени Доктор Судьба, и за эти годы он так извратил суть камня (а камень - его личность), что рубин не признаёт больше никакого другого хозяина. А значит, предстоит борьба за власть над сном, грёзами... и безумием.
Сон, задумчивый и депрессивный юноша, которому, кажется, недостаёт мотивации и смысла жизни (возможно, он слишком долго занимался этой работой), но в то же время свыкшийся с образом мрачного владыки, весьма симпатичен. Разумеется, Смерть не случайно самый популярный персонаж серии - она очаровашка, хоть персонаж (по крайней мере, судя по этой части истории), по существу, и не сложный. Однако мой фаворит - Джон Ди, он же Доктор Судьба; я не читал комиксов с его участием, но готов спорить, что до Геймана он не был столь восхитительно харизматичным. А ещё тут есть Люцифер, "похожий на Боуи, когда он ещё играл фолк", обаятельные Каин и Авель и даже Страшила в эпизодах (и в лечебнице "Аркхэм"). Вообще, как вы уже могли заметить, персонажей комиксов много - больше, чем средний читатель, особенно в России, способен узнать. "The Sandman" - несомненно, часть вселенной DC Comics, но в то же время этот комикс открывает в ней новое измерение; будто Гейман переставил пару забытых коробок с хламом и нашёл дверь на чердак, а никто и не знал, что чердак у нас есть.
Рисунок Сэма Кита поначалу несколько напрягал. Он, безусловно, хорошо передаёт атмосферу сна, но порой кажется слишком гротескным, смотрится несколько комично, что может снижать накал ужаса или мрачности там, где они должны быть (хоть есть и эпизоды, где нелепый вид к месту). Например, Вельзевул скорее вызывает смех, чем содрогание. Впрочем, я обнаружил, что очень быстро привык к этому стилю, поэтому не буду настаивать на своей точке зрения. Тем не менее, когда Кита сменил Майк Дрингенберг, я ощутил себя в большей степени в своей тарелке. Дрингенберг не хуже изображает искажённую материю сна, но при этом его не заподозришь в несерьёзности.
Отдельно хочу сказать об издании - оно отличное. Качественно напечатано, хорошо переведено, а главное - примечания. Как я уже сказал, многие аллюзии на старые комиксы практически невозможно понять без них, а ведь есть ещё и постмодернистские намёки Геймана, которые тоже не все удастся вычленить самостоятельно. Поэтому не пренебрегайте ими при чтении.
Ну, классика есть классика. "The Sandman" великолепен и потрясающ. Осталось лишь дождаться оставшихся девяти книг.