Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Прочитал первые две книги знаменитого цикла Глена Кука - "Чёрный Отряд" и "Тени сгущаются". я не уверен, что моё мнение объективно, поскольку считал цикл эдакой классикой своего времени, так что не могу точно отделить действительные недочёты книги от собственных завышенных ожиданий.
По идее Хроники Чёрного Отряда - образец тёмного фэнтези, однако по моим вкусам тёмного тут не густо. Конечно, убийств довольно много и есть даже кое-что насчёт секса, так что для младшей школы книжка не подходит, но видал я и больший градус мрачности и жестокости; персонажи - да, наёмники, но ожидаемой от профессии аморальности не то чтоб не проявляют, но проявляют как-то чрезвычайно умеренно (впрочем, об этом ниже). Короче говоря, я ждал мрачной брутальной истории о солдатах удачи на службе злобных сил - и, хоть формально это она, фактически это написанный от лица рефлексирующего интеллигента роман, в котором не слишком-то злые персонажи общаются на фоне вроде бы происходящей мясорубки.
Странно, но образ Чёрного Отряда - и есть самое слабое звено цикла. Ну не верю. не верю я в него. во-первых, что это за отряд наёмников, из которого нельзя уйти? Зачем в него вступать? Во-вторых, Костоправ, даже не в качестве авторского голоса не кажется мне похожим на вояку-лекаря; как и многие его коллеги, впрочем. Кук явно предпочёл мыслящих и хорошо излагающих свои мысли персонажей достоверным. Не гоыворя о том, что хоть заявлен Отряд как относительно большое наёмное подразделение армии, фактически очень узкий набор персонажей всё время занимается скорее деятельностью ниндзя. Я могу понять, почему Кук написал о таком Чёрном Отряде, но мудро ли было выбирать антураж, заранее не подходящий для замысла? Опять-таки, если вы чего-то ожидали, вы испытаете недоумение. Видимо, образ наёмника показался автору наилучшим, чтоб отразить дилемму при выборе стороны конфликта (хоть изначально Отряд был вынужден присягнуть Госпоже, а не просто куплен).
В свою очередь, моральные терзания не всегда выглядят логично. Во-первых, идея "Госпожа лучше Властелина" часто декларируется, ставя проблему меньшего зла, но ничем внятным не подкреплена, а потому отсутствие у персонажей рефлексии относительно неё (а не только по её поводу) ставит их в дурацкое положение. С другой стороны, приверженность Костоправа, да и некоторых других, Белой Розе (или вообще вера в неё, столь лишённая сомнений) кажется несколько ненатуральной. А уж соображения типа "то, что их настроили против нас и велели нас убить, ещё не лишает их права на жизнь" в устах человека, сражающегося за плату... Короче говоря, моральные дилеммы ощущались бы острее, если б не ощущение, что они основаны на странных начальных посылках.
Оба романа достаточно увлекательны, хоть большую часть приключений (особенно в "Чёрном Отряде") Кук оставляет за кадром; да и описывать батальные сцены ему удаётся не слишком хорошо. Зато в остальном стиль Кука во многом обеспечивает занимательность его книг - хороший язык, остроумные замечания, сравнения и образы, выразительные внутренние диалоги... Читать это приятно. Изрядная доля иронии несколько компенсирует, так сказать, приглушённые тона, вообще-то царящие в обоих (опять же, особенно первом) романах. В "Тени сгущаются" благодаря более связному сюжету и одновременно - двум параллельным сюжетным линиям, создаётся самое настоящее напряжение, подстёгивающее любопытство.
Персонажи у Глена Кука вроде бы получились. По меньшей мере, он уделил им много внимания. Именно сквозь призму разных образов он, несомненно, пытается продемонстрировать сложность этических вопросов и всю палитру серого в морали. Не считая Ворона (которому место в средней руки сёнэн-манге), персонажи получились более или менее симпатичными; Костоправ - приятный парень, и его стремление к общему благу на фоне прямого жертвовать жизнью ради масс незнакомцев легко понять и воспринять; жаль, что почти не раскрыты образы Взятых - мне представляется, они должны быть интересными, и определённо эти создания заслуживают гораздо больше места и внимания, чем они в итоге получили. Каштан Шед просто великолепен, самый, пожалуй, живой и выпуклый образ; несмотря на отношение Костоправа, подозреваю. репрезентующее авторское, я склонен скорее сопереживать Шеду, чем презирать его (кстати, я вообще нахожу его часть "Тени сгущаются" главной, тогда как главы про Тёмный Отряд скорее дополняют и отражают их. Но при всём при этом Куку явно не стоило браться за такое количество персонажей - ему не хватает сил развивать все характеры, и в итоге второстепенные часто выглядят эдакими автоматическими марионетками при главных героях: подают реплики в ответ на его, понимают что-то, когда объясняет, не предпринимают действий самостоятельно и даже терзаются как бы отражая терзания ближнего, преимущественно Костоправа...
Короче говоря, если первые две книги соответствуют общему духу Хроник Чёрного Отряда, то это - много отличных фразочек, несколько ярких персонажей и ярких сцен, пара поводов оценить, как можно "вечно хотеть зла и совершать благо", равно как и наоборот... Тут довольно меланхолично, но весело. Главно - не ждать ни брутальности, ни шедевра.
По идее Хроники Чёрного Отряда - образец тёмного фэнтези, однако по моим вкусам тёмного тут не густо. Конечно, убийств довольно много и есть даже кое-что насчёт секса, так что для младшей школы книжка не подходит, но видал я и больший градус мрачности и жестокости; персонажи - да, наёмники, но ожидаемой от профессии аморальности не то чтоб не проявляют, но проявляют как-то чрезвычайно умеренно (впрочем, об этом ниже). Короче говоря, я ждал мрачной брутальной истории о солдатах удачи на службе злобных сил - и, хоть формально это она, фактически это написанный от лица рефлексирующего интеллигента роман, в котором не слишком-то злые персонажи общаются на фоне вроде бы происходящей мясорубки.
Странно, но образ Чёрного Отряда - и есть самое слабое звено цикла. Ну не верю. не верю я в него. во-первых, что это за отряд наёмников, из которого нельзя уйти? Зачем в него вступать? Во-вторых, Костоправ, даже не в качестве авторского голоса не кажется мне похожим на вояку-лекаря; как и многие его коллеги, впрочем. Кук явно предпочёл мыслящих и хорошо излагающих свои мысли персонажей достоверным. Не гоыворя о том, что хоть заявлен Отряд как относительно большое наёмное подразделение армии, фактически очень узкий набор персонажей всё время занимается скорее деятельностью ниндзя. Я могу понять, почему Кук написал о таком Чёрном Отряде, но мудро ли было выбирать антураж, заранее не подходящий для замысла? Опять-таки, если вы чего-то ожидали, вы испытаете недоумение. Видимо, образ наёмника показался автору наилучшим, чтоб отразить дилемму при выборе стороны конфликта (хоть изначально Отряд был вынужден присягнуть Госпоже, а не просто куплен).
В свою очередь, моральные терзания не всегда выглядят логично. Во-первых, идея "Госпожа лучше Властелина" часто декларируется, ставя проблему меньшего зла, но ничем внятным не подкреплена, а потому отсутствие у персонажей рефлексии относительно неё (а не только по её поводу) ставит их в дурацкое положение. С другой стороны, приверженность Костоправа, да и некоторых других, Белой Розе (или вообще вера в неё, столь лишённая сомнений) кажется несколько ненатуральной. А уж соображения типа "то, что их настроили против нас и велели нас убить, ещё не лишает их права на жизнь" в устах человека, сражающегося за плату... Короче говоря, моральные дилеммы ощущались бы острее, если б не ощущение, что они основаны на странных начальных посылках.
Оба романа достаточно увлекательны, хоть большую часть приключений (особенно в "Чёрном Отряде") Кук оставляет за кадром; да и описывать батальные сцены ему удаётся не слишком хорошо. Зато в остальном стиль Кука во многом обеспечивает занимательность его книг - хороший язык, остроумные замечания, сравнения и образы, выразительные внутренние диалоги... Читать это приятно. Изрядная доля иронии несколько компенсирует, так сказать, приглушённые тона, вообще-то царящие в обоих (опять же, особенно первом) романах. В "Тени сгущаются" благодаря более связному сюжету и одновременно - двум параллельным сюжетным линиям, создаётся самое настоящее напряжение, подстёгивающее любопытство.
Персонажи у Глена Кука вроде бы получились. По меньшей мере, он уделил им много внимания. Именно сквозь призму разных образов он, несомненно, пытается продемонстрировать сложность этических вопросов и всю палитру серого в морали. Не считая Ворона (которому место в средней руки сёнэн-манге), персонажи получились более или менее симпатичными; Костоправ - приятный парень, и его стремление к общему благу на фоне прямого жертвовать жизнью ради масс незнакомцев легко понять и воспринять; жаль, что почти не раскрыты образы Взятых - мне представляется, они должны быть интересными, и определённо эти создания заслуживают гораздо больше места и внимания, чем они в итоге получили. Каштан Шед просто великолепен, самый, пожалуй, живой и выпуклый образ; несмотря на отношение Костоправа, подозреваю. репрезентующее авторское, я склонен скорее сопереживать Шеду, чем презирать его (кстати, я вообще нахожу его часть "Тени сгущаются" главной, тогда как главы про Тёмный Отряд скорее дополняют и отражают их. Но при всём при этом Куку явно не стоило браться за такое количество персонажей - ему не хватает сил развивать все характеры, и в итоге второстепенные часто выглядят эдакими автоматическими марионетками при главных героях: подают реплики в ответ на его, понимают что-то, когда объясняет, не предпринимают действий самостоятельно и даже терзаются как бы отражая терзания ближнего, преимущественно Костоправа...
Короче говоря, если первые две книги соответствуют общему духу Хроник Чёрного Отряда, то это - много отличных фразочек, несколько ярких персонажей и ярких сцен, пара поводов оценить, как можно "вечно хотеть зла и совершать благо", равно как и наоборот... Тут довольно меланхолично, но весело. Главно - не ждать ни брутальности, ни шедевра.