Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Посмотрел великолепный фильм Якова Протазанова и Порфирия Подобеда "Марионетки". Политическая комедия 1934 года с актёрами из театров Корша и Мейерхольда, ах!
Сюжет довольно незамысловат - чтоб выйти из экономического кризиса, мировая закулиса (её существование и решающее влияние на всю политическую жизнь за пределами СССР - одна из важнейших идей фильма, хотя кто, собственно, эти люди и откуда у них такое влияние - не вполне ясно) решает устроить маленькую победоносную войну. Для этого нужно установить в абстрактной европейской стране Буффонии фашистский строй, и нынешнего буффонийского монарха, которому всего семь лет, решают заменить принцем, ожидающим своей очереди на престол. Однако по дороге в Буффонию (принц, как и положено, предавался пороку за границей) он выпадает из самолёта, а двор, не вдаваясь в подробности, чествует и коронует того, кто в самолёте остался - то есть его парикмахера. Поскольку его роль, преимущественно, сводится к тому, чтоб красиво стоять в короне, принять отставку либерального правительства и одобрить фашистское, парикмахер справляется ничуть не хуже принца, а его замечания относительно припарок и гигиены идеально соответствуют политическому моменту. Принца же тем временем вылавливают из воды, сперва приняв за шпиона Коминтерна, а затем, из-за путаницы в документах, за самого парикмахера его величества. Принц сперва, побывав уже в роли шпиона, не расположен спорить с чем бы то ни было, а затем обнаруживает, что раз система работает, то всем по большому счёту наплевать, кто на троне. Но когда его возлюбленная тоже быстренько переориентируется на нового монарха, принц не выдерживает, и пока они с королём-парикмахером дерутся, злодейские фашисты устраивают провокацию против Советского Союза...
Фильм, разумеется, очень буффонный. Актёрская игра никак не претендует на естественность, зато выразительности в ней более чем достаточно (впрочем, об актёрах ниже). Много беготни, падений и всяческих сцен общей свалки и неразберихи. Особо отмечу номер кабаре, на который просто и сам по себе-то приятно посмотреть. Поставлено всё это виртуозно, с искусством, кажется, впоследствии утраченным совершенно. Не знаешь, хохотать или восхищаться точностью игры и режиссуры. Эх, были люди...
Кстати, о людях. Принца играет Анатолий Кторов (будящий во мне приятные воспоминания о "Дне святого Йоргена"), сохраняющий почти всё время на лице выражение тупого удивления, делающее любой эпизод с ним смешным по определению.В роли парикмахера же - Сергей Мартинсон, и тут больше нечего добавить: актёр гениальный и играет соответственно. Так великолепно продемонстрировать одновременно, что не понимаешь ровным счётом ничего, и властность и достоинство - и как ему удаётся?.. Валентина Токарская, во-первых, красавица, а во-вторых, выражает весь образ своей героини (актрисы-содержанки, быстро переходящей к роли "первой леди") одними интонациями. Нет, все, решительно все чудесны!.. Хоть весь актерский состав перечисляй.
Сценарий под стать. Не могу не процитировать хоть бы несколько гениальных пассажей:

-Довольно либералы разоряли Буффонию! Она разорена, с божьей помощью.

-И я докажу, что моя политическая программа... эм-м-м.... политическая программа... м-м-м... моя программа... это... хорошая программа!

-Ангел явился мне и сказал: не мир, но меч, не либералы, а фашисты!
-Жулик этот ваш ангел. Он хочет свалить мой кабинет.

-Фото, сейчас будет!.. Ну-ка, тужурочку... Шапочку... Кинжальчик... Улыбочку... Жуткую улыбочку... Вот, типичный шпион Коминтерна!

Короче говоря, "Марионетки" - восторг и упоение. Всё-таки ничего лучшего в нашем кино не было, чем комедии околомейерхолдовских времён...

@темы: цитатко, важнейшим из искусств...