Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Как-то я уже давным-давно забросил запись о порке в произведениях для детей... Зато теперь, пожалуй, поговорим о порке в мировом искусстве! ^__^
Совершенно неожиданно для себя обнаружил, что Венера, задающая порку Амуру, - достаточно расхожий сюжет. К сожалению. я так и не смог найти толкования этого сюжета - очевидно, это аллегория, но чего?.. Победы истинной любви над похотью?.. И почему именно розами?.. Если кто-то знает - пожалуйста, расскажите!
Должен сказать, что мысль об этом (вероятно, спровоцированная сочетанием голой попы и шкодливого лица на большинстве изображений Амура) посещала меня когда-то

Дальнейшие приключения античных богов
Похоже, новые примеры плывут мне в руки сами! На сей раз - настоящая античность.
Геродот
Учитель
Мать
Ламприск, любезный, пусть тебя хранят Музы!
Будь добр, возьми ты моего сынка в руки,
Да растяни, да всыпь погорячей розог!
читать дальше
С удивлением обнаружил, что у довольно известного (но, впрочем, никогда особенно не привлекавшего моего внимания - может, иначе я узнал бы об этом раньше) поэта Фёдора Сологуба были довольно выраженные мазохистские склонности. И вот, например, нашлось даже такое его стихотворение на эту тему:
"Что топорщишься, как гоголь!
Не достать тебя рукой!
А скажи, вчера не строго ль
Обошлася я с тобой?
читать дальше
И ещё раз про Сологуба. Он-то в принципе написал много тематических стихов, всеми ими я вас мучить не буду. Но кое-что не могу не привести. Дело в том, что Сологуб, помимо прочего, работал в школе, учителем и инспектором. А ассоциация "дореволюционная школа" => "розги" достаточно очевидна. Провинившихся учеников он тоже описывал, но интересует нас и не это. А то, что он ещё и писал стихи с role reversal, то есть фантазировал на тему того, как эти мальчишки отомстят и накажут уже его.
Вот четыре мальчугана
Подошли ко мне, смеясь.
Вижу их, как из тумана,
И смущаясь, и стыдясь.
читать дальше
А сегодня мы поговорим о бессмертном романе Апулея "Метаморфозы, или Золотой осёл". Там есть замечательная, особенно в силу контекста и оформления, сцена на интересующие нас темы. Краткое введение: крайне развратная жена мельника привела к себе очень юного (это подчёркивается) любовника, ну муж вернулся невовремя, и юноша спрятался под бочку, где он и остался бы, не наступи осёл ему на торчащие из-под неё пальцы. Итак...
"Издав от невыносимой боли жалобный стон, он отталкивает и сбрасывает с себя чан и, обнаружив себя непосвященным взглядам, выдает все козни бесстыдной женщины. Но мельник, не особенно тронутый нарушением супружеской верности, ласково, с ясным и доброжелательным выражением лица, обращается к дрожащему и смертельно бледному отроку...
Не совсем в рамках темы "мирового искусства", но история так впечатлила меня своей необычностью, что не могу не поделиться. (Спасибо D-r Zlo за наводку!) Итак, пражская история про привидение:
В Старом городе, на Карловой улице жил обойщик Методей. Его жена сбежала с заезжим котельщиком из Германии. Для бедного Методея это было большим позором. Но чем сильнее он злился, тем больше насмешек сыпалось на него. Разочаровавшись в жизни, обойщик отрекся от мира и прежде всего от женской его половины...
И если уж говорить про фольклор... Какая прекрасная история из Африки!
Как впервые высекли детей
Когда-то в стране настал великий голод, и паук Аианси построил небольшую хижину возле леса и поселился там. С ним жили его жена Асо и дети - Нтикума, Ньиванконфвеа (Тонкие Ноги)., Афудотведотве (Брюхо, Готовое Лопнуть) и Тиконоконо (Большая-Большая Голова). Каждый день Аианси ходил в лес и приносил оттуда дикий батат. Асо готовила его, и все ели.
Однажды паук, как обычно, отправился в лес и нашел там очень красивую миску...
А тема-то эта в сказках затронута не раз! (привожу лишь интересующий нас отрывок, тем более что сказка в целом явно компилятивная).
Тролли с розгами, спасение принцесс и много чего интересного
И ещё про сказки. Грузинская вариация сказки про понимание языка животных и любопытную жену. Порка любопытной жены всегда служит в ней хэппи-эндом, и не стоило бы её упоминать - не так уж мало таких сказок. Но в грузинском варианте сюжета меня заинтересовал возраст и отношения персонажей: это не муж и жена, а мальчик-пастушок и просто любопытная девочка. На мой взгляд, история заиграла новыми красками. Интересующая нас часть:
– Такой умный мальчик достоин быть наследником,– сказали они и увезли его к царю.
А вот ещё немного изобразительного искусства:
François Claudius Compte-Calix, "The Spanking" (оригинального названия найти не смог)

Классика живописи, разные пейринги
[UPDATE]
Не знаю уж, считается ли это "высокой культурой", но... Этот пассаж из книги протоиерея (!!!) Артемия Владимирова "С высоты птичьего полёта", на мой взгляд, необходимо донести до людей, которые могут его оценить по-настоящему - то есть до вас, мои преданные тематические читатели.
Попочка подушечки мягчей, или Не только у католиков
[UPDATE]
Из "Записок от скуки" Кэнко-хоси, коротенькое, но умилительное сожаление о забытых традициях
[UPDATE]
Вообще-то это скорее относится к теме "порки в произведениях для детей", но раз уж сказки и так попали сюда... Повод-то вспомнить об этом как раз из области высокой культуры.
Владимир Набоков вспоминает в автобиографической книге "Другие берега":
...Эти истязания казались мне диковинной, экзотической, но довольно однообразной пыткой...
Эти комиксы Набоковым не выдуманы. Бастер Браун - заглавный персонаж весьма популярных газетных комиксов начала XX века, стремительно выродившихся в рекламу обуви. Суть их описана в приведённом выше отрывке совершенно точно, за исключением только пса Бастера, о котором Набоков позабыл (лично мне безумное выражение его морды кажется самой примечательной частью комикса). Так что я просто приведу несколько интересных стрипов:

Бастер Браун: когда домашнее насилие было хорошей рекламой детских товаров!
А ещё в ЖЖ gest я наткнулся на цитаты из прелестной сказки николаевской (1832 год!) эпохи:

читать дальше
В книге (кстати, прекрасной) Бонавентюра Деперье "Новые забавы и весёлые разговоры" есть, между прочим, и Новелла X, О том, как Фуке выдал своему хозяину, прокурору города Шателле, одного доброго человека зa глухою, а этого доброго человека уверил, что прокурор глух, и как прокурор за это наказал Фуке. Суть первой её половины ясна из названия, но нас более интересует вторая:
Мальчуган лет шестнадцати или семнадцати, Фуке (так звали этого ученика) был большим озорником и постоянно проказничал...
Совершенно неожиданно для себя обнаружил, что Венера, задающая порку Амуру, - достаточно расхожий сюжет. К сожалению. я так и не смог найти толкования этого сюжета - очевидно, это аллегория, но чего?.. Победы истинной любви над похотью?.. И почему именно розами?.. Если кто-то знает - пожалуйста, расскажите!
Должен сказать, что мысль об этом (вероятно, спровоцированная сочетанием голой попы и шкодливого лица на большинстве изображений Амура) посещала меня когда-то

Дальнейшие приключения античных богов
Похоже, новые примеры плывут мне в руки сами! На сей раз - настоящая античность.
Учитель
Мать
Ламприск, любезный, пусть тебя хранят Музы!
Будь добр, возьми ты моего сынка в руки,
Да растяни, да всыпь погорячей розог!
читать дальше
С удивлением обнаружил, что у довольно известного (но, впрочем, никогда особенно не привлекавшего моего внимания - может, иначе я узнал бы об этом раньше) поэта Фёдора Сологуба были довольно выраженные мазохистские склонности. И вот, например, нашлось даже такое его стихотворение на эту тему:
Не достать тебя рукой!
А скажи, вчера не строго ль
Обошлася я с тобой?
читать дальше
И ещё раз про Сологуба. Он-то в принципе написал много тематических стихов, всеми ими я вас мучить не буду. Но кое-что не могу не привести. Дело в том, что Сологуб, помимо прочего, работал в школе, учителем и инспектором. А ассоциация "дореволюционная школа" => "розги" достаточно очевидна. Провинившихся учеников он тоже описывал, но интересует нас и не это. А то, что он ещё и писал стихи с role reversal, то есть фантазировал на тему того, как эти мальчишки отомстят и накажут уже его.
Подошли ко мне, смеясь.
Вижу их, как из тумана,
И смущаясь, и стыдясь.
читать дальше
А сегодня мы поговорим о бессмертном романе Апулея "Метаморфозы, или Золотой осёл". Там есть замечательная, особенно в силу контекста и оформления, сцена на интересующие нас темы. Краткое введение: крайне развратная жена мельника привела к себе очень юного (это подчёркивается) любовника, ну муж вернулся невовремя, и юноша спрятался под бочку, где он и остался бы, не наступи осёл ему на торчащие из-под неё пальцы. Итак...
"Издав от невыносимой боли жалобный стон, он отталкивает и сбрасывает с себя чан и, обнаружив себя непосвященным взглядам, выдает все козни бесстыдной женщины. Но мельник, не особенно тронутый нарушением супружеской верности, ласково, с ясным и доброжелательным выражением лица, обращается к дрожащему и смертельно бледному отроку...
Не совсем в рамках темы "мирового искусства", но история так впечатлила меня своей необычностью, что не могу не поделиться. (Спасибо D-r Zlo за наводку!) Итак, пражская история про привидение:
В Старом городе, на Карловой улице жил обойщик Методей. Его жена сбежала с заезжим котельщиком из Германии. Для бедного Методея это было большим позором. Но чем сильнее он злился, тем больше насмешек сыпалось на него. Разочаровавшись в жизни, обойщик отрекся от мира и прежде всего от женской его половины...
И если уж говорить про фольклор... Какая прекрасная история из Африки!
Когда-то в стране настал великий голод, и паук Аианси построил небольшую хижину возле леса и поселился там. С ним жили его жена Асо и дети - Нтикума, Ньиванконфвеа (Тонкие Ноги)., Афудотведотве (Брюхо, Готовое Лопнуть) и Тиконоконо (Большая-Большая Голова). Каждый день Аианси ходил в лес и приносил оттуда дикий батат. Асо готовила его, и все ели.
Однажды паук, как обычно, отправился в лес и нашел там очень красивую миску...
А тема-то эта в сказках затронута не раз! (привожу лишь интересующий нас отрывок, тем более что сказка в целом явно компилятивная).
Тролли с розгами, спасение принцесс и много чего интересного
И ещё про сказки. Грузинская вариация сказки про понимание языка животных и любопытную жену. Порка любопытной жены всегда служит в ней хэппи-эндом, и не стоило бы её упоминать - не так уж мало таких сказок. Но в грузинском варианте сюжета меня заинтересовал возраст и отношения персонажей: это не муж и жена, а мальчик-пастушок и просто любопытная девочка. На мой взгляд, история заиграла новыми красками. Интересующая нас часть:
– Такой умный мальчик достоин быть наследником,– сказали они и увезли его к царю.
А вот ещё немного изобразительного искусства:

Классика живописи, разные пейринги
[UPDATE]
Не знаю уж, считается ли это "высокой культурой", но... Этот пассаж из книги протоиерея (!!!) Артемия Владимирова "С высоты птичьего полёта", на мой взгляд, необходимо донести до людей, которые могут его оценить по-настоящему - то есть до вас, мои преданные тематические читатели.
Попочка подушечки мягчей, или Не только у католиков
[UPDATE]
Из "Записок от скуки" Кэнко-хоси, коротенькое, но умилительное сожаление о забытых традициях
[UPDATE]
Вообще-то это скорее относится к теме "порки в произведениях для детей", но раз уж сказки и так попали сюда... Повод-то вспомнить об этом как раз из области высокой культуры.
Владимир Набоков вспоминает в автобиографической книге "Другие берега":
...Эти истязания казались мне диковинной, экзотической, но довольно однообразной пыткой...
Эти комиксы Набоковым не выдуманы. Бастер Браун - заглавный персонаж весьма популярных газетных комиксов начала XX века, стремительно выродившихся в рекламу обуви. Суть их описана в приведённом выше отрывке совершенно точно, за исключением только пса Бастера, о котором Набоков позабыл (лично мне безумное выражение его морды кажется самой примечательной частью комикса). Так что я просто приведу несколько интересных стрипов:

Бастер Браун: когда домашнее насилие было хорошей рекламой детских товаров!
А ещё в ЖЖ gest я наткнулся на цитаты из прелестной сказки николаевской (1832 год!) эпохи:

читать дальше
В книге (кстати, прекрасной) Бонавентюра Деперье "Новые забавы и весёлые разговоры" есть, между прочим, и Новелла X, О том, как Фуке выдал своему хозяину, прокурору города Шателле, одного доброго человека зa глухою, а этого доброго человека уверил, что прокурор глух, и как прокурор за это наказал Фуке. Суть первой её половины ясна из названия, но нас более интересует вторая:
Мальчуган лет шестнадцати или семнадцати, Фуке (так звали этого ученика) был большим озорником и постоянно проказничал...
"Купидон наказан теми, кто разочарован его действиями, особенно Дианой и Минервой, олицетворяющими целомудрие".
Что касается деталей, тот тут уж фантазия автора, видимо. Далеко не на всех изображениях Венера пользуется розами, кое-где и натуральные розги в ход идут. Марс и вовсе, похоже, пользуется тем, что под руку попалось.
Да, не на всех, но и не на одном отнюдь. А учитывая, что розы - очевидно неподходящий для порки девайс (и ладно бы колючие ветви - так ведь и цветки), это вряд ли может быть случайностью.
Не вопрос, разумеется, в значительной степени любые античные сюжеты были поводом к изображению обнажённой натуры... Хоть мне (вопреки личному опыту, хм) сложно поверить, что сюжеты о порке маленького мальчика имели хождение прежде всего из-за эротического к ним интереса. )
Про розы - не берусь утверждать, но выскажу пару предположений. Во-первых, галантный век, галантные нравы. Розы - это галантно. А задача реалистичности перед художником не стояла.
По сюжету - ну, я же не о порнографии говорю, а о легком эротизме.
Художники того времени, видимо, рассматривали это именно как один из возможных сюжетов в ряду прочих, не заморачиваясь особо тем, кто там кого порет. В отличие от нас, им это было все равно.
Но распространенность сюжета, конечно, свидетельствует, что сюжет-то был. Видимо, с античных времен известный. А вот что это за сюжет - увы, сказать затруднительно.
Ну скорее таки аллегория, чем конкретный миф. Правда, Википедия по вашей ссылке логично говорит, что наказывать его должны прежде всего богини семьи и девственности, а тут преимущественно действует Венера сама и одна... Но это вполне объяснимо тем, что даже у барочных художников здравый смысл не совсем побеждён аллегорическими сюжетами, и порку логично препоручают матери.
Обычно я как-то не задаю таких вопросов, но после столь долгой дискуссии (да и специфической) всё же позволю себе спросить, что вас привело. ^^
В Ваш журнал Вы имеете в виду? Ну так интерес к специфическим дискуссиям и привел.
А что, недурной сюжет мог получиться с участием дополнительно Дианы и Минервы.
Ну там есть парочка таких. )
Хм, это очень странно. Я этой книгой примерно в том же возрасте зачитывался, и эпизодов этих там определённо много. Кажется, у книги есть сиквел (всё не соберусь найти его и проверить, так ли он тематичен, как первая часть) - может, вы его читали?
Да, я понимаю, что тематических моментов там было много, это видно по процитированному, но почему, почему я их забыл? Загадка, тайна. А вообще, истоки тематичности, конечно, интересный вопрос. Как пелось в одном старом КВНе (на мотив "С чего начинается Родина"):
"С чего начиналась эротика?
С картинки в твоем букваре..."
Нет, сиквел не читал. Вообще, у Давыдычева, кажется, ничего больше не читал. А по "Руки вверх!", кстати, фильм есть. Совершенно не тематичный. Да и сюжетно, кажется, весьма заметно отличающийся от первоисточника. Говорю "кажется", поскольку вообще теперь не уверен, что хорошо помню первоисточник.
Насчет книги - не возьмусь сейчас судить о ее художественных достоинствах, плохо помню. Пожалуй, надо будет как-нибудь перечитать.
Попробуйте. ) В сети текст есть... Если возьмётесь - поделитесь потом впечатлениями, если не сложно, мне было бы интересно.
И вообще буду рад пообщаться, кстати говоря. ^^
А пообщаться - да отчего ж не пообщаться, пообщаемся. Если что, можно и приватом списаться.
Впрочем, я не хочу быть навязчивым. >_< Что-то предложил и теперь сам усомнился... Ох-хо, это всё от недосыпа.
Леммивинкс, все упомнить невозможно.
"— Да с моей женой разве поспоришь? — говорит один. — Она не то что живому — мёртвому голову заморочит.
— А мою разве переговоришь, — вздохнул другой. — Как заладит своё, так забудешь, на каком ты свете живёшь.
Потолковали они, потолковали и придумали, как им проучить своих жён. И это было самое умное, что они сделали за всю свою жизнь.
А если вы хотите знать, что же они придумали, спросите об этом у берёзового веника."
Забавно, что когда я читал сказку (а было это где-то классе в первом или втором, кажется) смутный, еще не вполне осознанный, интерес к Теме у меня уже был, но вот этот момент я тогда совершенно не понял. Замечу, что издание у меня было другое, без иллюстраций, вот этой поясняющей картинки не было. И мне ну никак невдомек было, при чем тут веник. Поскольку, с одной стороны, мое представление о венике было несколько иным (березовый веник у меня ассоциировался исключительно с банным веником, а они же маленькие), а с другой, Тема в моем представлении тогда была ассоциирована исключительно с отношениями взрослый-ребенок, никак не муж-жена.
И только значительно позже меня осенило...