Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Прочитал мангу "Gyo" Дзюндзи Ито. Собственно, на имя автора я и польстился - создатель "Uzumaki", как-никак. Те, кто эту гениальную мангу читают, об Ито-сэнсее и так всё знают, для тех же, кто с ней незнаком, её можно охарактеризовать набором эпитетов из любого рассказа Лавкрафта (автора, явно сильно повлиявшего на мангаку), вроде "безумные образы, нечестивые формы, непереносимый ужас за гранью человеческого сознания"....
Впрочем, сюжет и модель повествования "Gyo" заметно отличается от "Uzumaki". Двое молодых людей отдыхают у моря, причём девушка, обладающая крайне нежным обонянием, постоянно жалуется на неприятные запахи... пока не обнаруживается, что источник этого запаха - преследующая их рыба, бегающая на членистых конечностях. Вскоре такие рыбы - от пескариков до акул и китов - выходят на побережье по всей Японии, а затем и по всему миру. Они идут и идут, распространяя страшное зловоние... Дядя главного героя, учёный, рассказывает историю о своём отце, который во время Второй Мировой работал в военной лаборатории (мы же знаем, что японские военные учёные и сами-то по себе дали немало сюжетов для ужасов), где разработали биологическое оружие: бактерий,вызывавших выработку в заражённых ими организмах огромного количества газа; заражённых животных хотели загрузить в контейнеры, приводимые в движением тоже давлением газа, и выпустить на противника, но корабль с образцами затонул. Как вы уже догадались, ноги рыб - металлические, это простые приборы, движимые газом, распирающим рыбьи трупы. Ходячие рыбы заполняют города, а смрадная зараза распространяется и на людей...
Вместо страха перед неизвестностью и распадом привычной реальности (впрочем, его бегающие рыбы тоже частично затрагивают, не так ли?) Дзюндзи Ито эксплуатирует тут крайне физиологический ужас, предельное омерзение, в конечном счёте вынуждает читателя столкнуться со страхом перед трупами в его наиболее острой форме - как со страхом перед собственным трупом, навязчивой мыслью об искажённых чертах и мерзкой вони. Самым ярким его проявлением я бы назвал сцену, где заразившаяся и раздувшаяся девушка пытается от отвращения к себе повеситься - и вращается на верёвке под потолком, гонимая струей газа из ануса. Впрочем, ближе к середине манга становится всё более фантасмагорической (это напоминает даже не другие работы Ито, а произведения Суэхиро Маруо), а научно-фантастический элемент понемногу вытесняет мистика. Ведь второй составляющей манги является комплекс вины - не случайно источником зла оказываются военные эксперименты из Второй Мировой... Вонь - в действительности сонм мстительных духов, карающих Японию. В то же время тут можно увидеть и повторение истории - сцена в последней главе, где жуткие, потерявшие человеческий облик люди бесконечной чередой бесцельно несутся в клетках-объятиях стальных машин, вполне может быть удачной анти-тоталитарной аллегорией. Впрочем, политический и физиологический аспекты манги взаимосвязаны и взаимопроникающи: как вам мысль, что ваша душа, то, что останется после вас - это трупный смрад?
"Gyo" - замечательная манга, как и следовало ожидать от Дзюндзи Ито, но читайте её только если уверены в крепости своих нервов и желудка.

@темы: freak-show, отакуёвое, лубки заморские, манго, ужас замка Морисвилль, готишно