Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Я уже в своё время писал про "Jesus Christ Superstar", но с тех пор у меня появились некоторые мысли, а медийное пространство сегодня поспособствовало их кристаллизации.
Все, надо полагать, слышали о теории, что Бог обманул Сатану, подсунув ему Христа как обычного человека, а когда ад попытался поглотить Сына Божия, то, совершив неправомочное действие, лишился полученных во времена Адама прав на человечество в целом. Папа Иннокентий III сравнивает Христа с удочкой, а его человеческую природу - с наживкой, на которую попался дьявол. В таком контексте искушения Христа понимаются как попытка Сатаны узнать, кто перед ним, поскольку, не обладая всеведением, враг рода человеческого не может понять, действительно ли Христос - мессия, почему и начинает свои речи словами "если Ты Сын Божий".
В "Jesus Christ Superstar", как известно, нет чудес, так что эпизода искушения там, конечно, не тоже (и в любом случае не могло бы быть, весь события мюзикла охватывают лишь Страстную неделю). Однако... Впрочем, для начала хочу предупредить, что всё нижеследующее есть типичный пример вчитывания смыслов, вероятно, не подразумевавшихся автором (по крайней мере, мне неизвестно, чтоб Тим Райс говорил о чём-то подобном). Насколько такая интерпретация корректна, решайте сами, прошу лишь иметь ввиду, что она не основана ни на чём, кроме моих персональных впечатлений. Итак, внимательно посмотрев на мюзикл и вдумавшись в отдельные песни оттуда и в его общую структуру, я заметил, что он весь целиком и является теми самыми искушениями - не исходящими напрямую из уст Сатаны, не в пустыне, но теми самыми, и именно они и определяют сюжет. Иисус нигде не отрицает своей роли, хотя и избегает провокаций, вполне в духе синоптических евангелий сохраняя мессианскую тайну. Ведь весь сюжет вертится вокруг того, что последователи Христа слишком верят в его божественность (и уже планируют счастливую пенсию за написанием благовествований), тогда как его противники в неё не верят вовсе и добиваются от него признания себя человеком и лжецом, а Иуда находится в напряжении между этими двумя полюсами.
Судите сами, вижу ли я то, чего нет:
Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее (Лк., 4:6)
You'll get the power and the glory for ever and ever and ever!
если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Лк., 4:9-11)
Prove to me that you're devine - change my water into wine
И - особая статья. Кажется, кто-то из богословов описывал, что последний раз Сатана, всё ещё не уверенный, явился Иисусу уже на кресте (и нет, я не путаю богословов и Мартина Скорсезе); однако я не могу найти сейчас источника, так что не настаиваю на этом. В любом случае самая знаменитая и подводящая итоги сюжета песня своим рефреном показательна:
Jesus Christ, Jesus Christ, who are you? What have you sacrificed?
Все, надо полагать, слышали о теории, что Бог обманул Сатану, подсунув ему Христа как обычного человека, а когда ад попытался поглотить Сына Божия, то, совершив неправомочное действие, лишился полученных во времена Адама прав на человечество в целом. Папа Иннокентий III сравнивает Христа с удочкой, а его человеческую природу - с наживкой, на которую попался дьявол. В таком контексте искушения Христа понимаются как попытка Сатаны узнать, кто перед ним, поскольку, не обладая всеведением, враг рода человеческого не может понять, действительно ли Христос - мессия, почему и начинает свои речи словами "если Ты Сын Божий".
В "Jesus Christ Superstar", как известно, нет чудес, так что эпизода искушения там, конечно, не тоже (и в любом случае не могло бы быть, весь события мюзикла охватывают лишь Страстную неделю). Однако... Впрочем, для начала хочу предупредить, что всё нижеследующее есть типичный пример вчитывания смыслов, вероятно, не подразумевавшихся автором (по крайней мере, мне неизвестно, чтоб Тим Райс говорил о чём-то подобном). Насколько такая интерпретация корректна, решайте сами, прошу лишь иметь ввиду, что она не основана ни на чём, кроме моих персональных впечатлений. Итак, внимательно посмотрев на мюзикл и вдумавшись в отдельные песни оттуда и в его общую структуру, я заметил, что он весь целиком и является теми самыми искушениями - не исходящими напрямую из уст Сатаны, не в пустыне, но теми самыми, и именно они и определяют сюжет. Иисус нигде не отрицает своей роли, хотя и избегает провокаций, вполне в духе синоптических евангелий сохраняя мессианскую тайну. Ведь весь сюжет вертится вокруг того, что последователи Христа слишком верят в его божественность (и уже планируют счастливую пенсию за написанием благовествований), тогда как его противники в неё не верят вовсе и добиваются от него признания себя человеком и лжецом, а Иуда находится в напряжении между этими двумя полюсами.
Судите сами, вижу ли я то, чего нет:
Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее (Лк., 4:6)
если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Лк., 4:9-11)
И - особая статья. Кажется, кто-то из богословов описывал, что последний раз Сатана, всё ещё не уверенный, явился Иисусу уже на кресте (и нет, я не путаю богословов и Мартина Скорсезе); однако я не могу найти сейчас источника, так что не настаиваю на этом. В любом случае самая знаменитая и подводящая итоги сюжета песня своим рефреном показательна: