Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Прочитал "Под куполом" Стивена Кинга. Не знаю даже, может, зря он не завязал с писательством, как обещал?..
Небольшой городок Честер-Миллс ровно по его границам обводит некий барьер, незримый и абсолютно непробиваемый. Собственно, в этом весь сюжет романа. Между изолированными жителями города устанавливаются определённые взаимоотношения, но они довольно просты. Всё сводится к вопросу о политической демагогии, безответственной власти и манипуляции массами в период кризиса. Короче говоря, это практически роман "Джордж Буш-младший, его администрация и итоги деятельности глазами умеренного либерала". И это, особенно поначалу, очень заметно. Правда, к острополитической аллегории книга всё же не сводится. Как обычно, пёстрое множество персонажей удалось Кингу довольно живым (хоть и не все таковы в равной степени), и в этом смысле меня особенно впечатлили несколько сцен, демонстрирующих многогранность человеческой натуры. Разумеется, я вроде как знаю, что человек, обожающий сидеть в тёмном чулане с трупами девушек, которых в припадке гнева убил, может искренне беспокоиться о заблудившихся детях; но это такое фоновое знание, актуализация которого сродни открытию, и уж тем более непривычно это в художественном произведении, где всё-таки действуют образы - всегда более цельные по существу чем живые люди. Повторно шок испытываешь в конце, обнаружив, что эти эпизоды напрямую связаны с идеей книги.
"Под куполом" - роман о ветхозаветной морали. Знаете, Кураев любит повторять, что нынешнему нашему обществу приходится транслировать именно её, потому что где там "возлюби как самого себя", если с "не убий, не укради" уже проблемы. Кинг всегда тяготел к Ветхому Завету, - со своей-то формулой "Бог говорит: бери что хочешь, но заплати" - но тут обращается прежде всего к его этико-антропологическому аспекту. Едва ли мораль, которую прививают детям к первому классу, можно назвать новой ми оригинальной, но Кинг, пожалуй, прав - мы в большинстве своём её не очень-то усвоили, так что не грех повториться.
В общем "Под куполом" очень напоминает "Томминоккеров" - тоже маленький город постепенно охватывает безумие под воздействием некоего простого фактора, тоже есть несколько ярких сцен, но в целом роман тоже заметно подпорчен прямой агитационностью и аллегоричностью. Определённо, не входит в список работ Кинга, которые непременно стоит прочесть.

@темы: смотрит в книгу - видит...

Комментарии
10.05.2012 в 21:14

Рамина, Королева Полевых Мышей
Небольшой городок Честер-Миллс ровно по его границам обводит некий барьер, незримый и абсолютно непробиваемый. Собственно, в этом весь сюжет романа.
Так Кинг в чем-то подобен Тарковскому с его киноинтерпретациями фантастических произведений (если такое сравнение допустимо). Пишет он в основном не о страшных и ужасных тварях-обстоятельствах, а о людях. И городах. Твари-обстоятельства для него, увы, вторичны. Порой уделяет им больше внимания, и прорабатывает детали. Порой нет.
10.05.2012 в 21:28

Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Ramine, Reine des souris, ну никто и не спорит, что о людях. Хоть всё-таки в других его книгах (скажем, в "Противостоянии" или даже близкой по настроению "Бессоннице") больше... не то чтоб действия, в "Под куполом" вроде как много чего происходит... Больше той динамики, которую возможно отразить в кратком пересказе.
И насчёт тварей не соглашусь - у Кинга есть весьма яркое чудовищное. Но именно тут фантастическое допущение играет явно подчинённую роль (как раз в силу ориентации на аллегоричность).
10.05.2012 в 21:31

Рамина, Королева Полевых Мышей
Леммивинкс, Король Хомячков, Больше той динамики, которую возможно отразить в кратком пересказе.
Возможно... значит, и правда - подустал писать.
И насчёт тварей не соглашусь - у Кинга есть весьма яркое чудовищное.
Яркое, да, но, согласитесь, он редко прописывает их природу, суть и историю подробно.
10.05.2012 в 21:37

Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Ramine, Reine des souris, Возможно... значит, и правда - подустал писать. - ну, это не плохо само по себе. Есть много прекрасных вещей, которые вообще очень трудно пересказать.
Яркое, да, но, согласитесь, он редко прописывает их природу, суть и историю подробно. - ну тут уже вопрос о том, что именно считать вниманием. Лафкрафт, в сущности, совсем не даёт сведений о природе и истории своих тварей, хотя в первую очередь знаменит ими, и влияние их на культуру сложно переоценить. Для меня Уолтер, Рэндольф Флэгг, Тэк - монстры весьма примечательные, и ощущения, что автор уделял им внимание во вторую очередь, нет. Исходя из этого и сужу.
10.05.2012 в 21:56

Рамина, Королева Полевых Мышей
Леммивинкс, Король Хомячков, да, пожалуй, вы правы. Субъективный вопрос.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии