воскресенье, 14 апреля 2013
Столбов Алексей Иванович (1874-1937).
Аллегорическая композиция (1931 г.).
Холст, масло.
Из собрания Кировского художественного музея
им. В. и А.Васнецовых.
В деталяхimg border="0" height="534" src="img-fotki.yandex.ru/get/6429/174326890.1f/0_9a8..." width="800" />
Это, как я понимаю, Виссарионыч в образе Георгия Победоносца.
Когда же войной запылал горизонт,
Он сел на коня и поехал на фронт.

Это русская буржуазия и православная церковь, прислужница этой буржуазии.
Шел класс против класса. Земля полыхала,
И Родина кровью в те дни истекала.
Сжимали враги нас зловещим кольцом -
Железом и сталью, огнем и свинцом.

Это всякая контра недобитая - царская армия и чиновничество.
А враг насторожен, озлоблен и лют.
Прислушайся: ночью злодеи ползут,
Ползут по оврагам, несут изуверы
Наганы и бомбы, бациллы холеры...

Это маленький Володя Ульянов в образе Доброго Пастыря.

Это Антанта.

Папа Римский.
(С)
@темы:
высокое искусство,
цитатко,
трэш, угар и содомия,
собрание фактов, которых не должно было быть,
картинко
Кстати, ни разу не удивлен, что художника, рисовавшего такие картинки, шлепнули в 1937-м.
P.S. А давненько я не бывал в Художественном Музее, надо бы сходить как-нибудь.
Как некий эвфемизм, символ - может быть, конечно, только к чему и символ чего? Фашистов у нас в 31 году поносили без всяких эвфемизмов, открытым текстом. И, кстати, свастика никогда не была эмблемой итальянских фашистов. А немецкая НСДАП в 1931 году была радикальной оппозиционной партией с неопределенными политическими перспективами. И не имеющей отношения к Папе. Была еще свастика у финнов, но, опять же, в 1931 году Финляндия для СССР вряд ли была особо значимой проблемой, да и к Папе Римскому она тоже отношения не имеет. В общем, для меня это существо в левом верхнем углу остается загадкой.
Точно ли не была? Хм. Тогда и правда странно. Конечно, НСДАП и итальянский фашизм всё-таки были более-менее идеологически связаны и в равной степени враждебны большевизму, но...
Собственно, отсюда, от фасций и название партии.
Может, автору действительно просто понравился узнаваемый головной убор.
Вообще-то, была еще Польша. Старинный враг, с которым отношения в тот момент были весьма не дружественные. И которая действительно была заметной угрозой. И при этом ну о-очень католическая страна. Может, тут какой-то намек на нее. А свастика так, до кучи. Возможно, в левом верхнем углу художник просто собрал все зло, которое не поместилось в других местах.
Вообще да, интересно, что это же и угол с пушками... Может, это просто "разжигатели войны"? Тут и фашисты будут к месту, и папа (кажется, в какой-то момент речь чуть ли не всерьёз шла об антибольшевистском крестовом походе)...
Вообще всё сложно - этот персонаж ещё и имеет очень мало портретного сходства с Пием XI (только очки), но учитывая, как художник нарисовал Сталина, может, у него просто кривые руки и склонность к чрезмерной стилизации...
Кстати! Композиция-то 1931 года...
19 марта 1930 Пий XI отслужил специальную мессу в поддержку преследуемых католиков СССР, осудил убийства священников и «моральное развращение молодёжи», что было проинтерпретировано Москвой как объявление «крестового похода» против СССР.
Так что, похоже, папа таки был актуальным врагом Советов.
Кстати, удивлен, что не вижу тут никаких намеков на Англию. Вот уж актуальнее врага не было.
А художник - да, не Кипренский, не Брюллов.