Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Сегодня мы с вами поговорим про анимационные экранизации Дж.Р.Р. Толкиена. Для начала - про "Властелина колец" Ральфа Бакши 1978 года.
Это первая часть дилогии, которая никогда не была закончена (точнее, её знамя ловко подхватили соверщенно посторонние люди и вне формальной связи с фильмом Бакши, о чём позже) и, соответственно, экранизация ровно полутора книг: "Братства Кольца" целиком (за исключением неизменно выпадающей истории Тома Бомбадила), "Двух твердынь" чуть меньше, чем наполовину, в линии Фродо и Сэма и чуть больше, чем наполовину, в линии Арагорна и Ко. Всё это более-менее близко к сюжету, хоть местами конспективно до невозможности (фильм короче, чем одно только "Братство Кольца" Джексона), а потому перейдём к главному, чем запоминается мультфильм Бакши - к визуальному решению.
Мультфильм снят методом ротоскопирования - отчасти нормального, с нарисованными персонажами, копирующими снятые на пленку движения, отчасти - просто грубой прорисовкой поверх плёнки. К сожалению, успешность ротоскопирования очень во многом зависит от качества актёрской игры и постановке видеоматериала, и уже на этом этапе у "Властелина колец" начинаются проблемы: похоже, авторы решили, что если уж ловит движения, то по полной, и заставили актёров кривляться самым немыслимым образом. Образам назгулов это пошло на пользу, но остальные едва ли выглядят лучше, жестикулируя будто наступивший на оголённый провод итальянец. Ещё хуже ротоскопирование влияет на боевые сцены - совершенно очевидно, что никто из актёров не умеет фехтовать или хоть бы убедительно изображать драку, да и не очень заинтересованы они в том, чтоб совершать резкие телодвижения. Все эти недостатки много заметнее там, где вместо ротоскопирования кадры просто грубо покрашены, и к ним прибавляются новые: чрезвычайная бедность и примитивность костюмов, чрезвычайная же убогость покраски (один два цвета на персонажа) и отсутствие актёрских способностей, которое в этом случае аниматорам не замаскировать.
Впрочем, и с самой анимацией не всё гладко. Во-первых, дизайн. Видимо, Бакши стремился ориентироваться на саги и сказания раннего Средневековья, которые и вдохновляли Толкиена, и эту идею нужно признать помимо прочего любопытной; в итоге вид Боромира напоминает о стереотипных викингах, а Элронд - нечто вроде римского патриция. К сожалению, тут Бакши настигает его главный враг - низкий бюджет: эти костюмы крайне слабо детализованы, и элемент историчности едва угадывается, а что бросается в глаза, так это то, что Арагорн (похожий на индейца и носящий мини-юбку) срисован с обложек Валеджо про Конана. У хоббитов почему-то скошенные черепа и растянутые щёки, но это, в конце концов, вопрос подхода. Хуже, что зачастую анимация хромает, особенно в смысле мимики, и лица героев страшно перекашивает.
Вершина и венец всех недостатков фильма - Барлог. Я затрудняюсь даже описать эту львиноголовую бабочку, грубо окрашенную в бордово-оранжевый. Это не описать, это надо видеть. Так самый драматический момент первой книги превратился в источник воистину истерического хохота.
Можно было бы продолжить список мелких придирок, например к некачественной светомузыке, периодически заменяющей в напряженных сценах фоны, но в этом нет необходимости. "Властелин колец" Бакши не ужасен, там есть и весьма славно сделанные моменты, но он несомненно плох в целом. Это отличный пример чрезмерно амбициозного проекта, которому категорически не хватило финансирования, и создатели которого не слишком-то старались, - то есть пример того, из чего ничего путного выйти не может.
Это первая часть дилогии, которая никогда не была закончена (точнее, её знамя ловко подхватили соверщенно посторонние люди и вне формальной связи с фильмом Бакши, о чём позже) и, соответственно, экранизация ровно полутора книг: "Братства Кольца" целиком (за исключением неизменно выпадающей истории Тома Бомбадила), "Двух твердынь" чуть меньше, чем наполовину, в линии Фродо и Сэма и чуть больше, чем наполовину, в линии Арагорна и Ко. Всё это более-менее близко к сюжету, хоть местами конспективно до невозможности (фильм короче, чем одно только "Братство Кольца" Джексона), а потому перейдём к главному, чем запоминается мультфильм Бакши - к визуальному решению.
Мультфильм снят методом ротоскопирования - отчасти нормального, с нарисованными персонажами, копирующими снятые на пленку движения, отчасти - просто грубой прорисовкой поверх плёнки. К сожалению, успешность ротоскопирования очень во многом зависит от качества актёрской игры и постановке видеоматериала, и уже на этом этапе у "Властелина колец" начинаются проблемы: похоже, авторы решили, что если уж ловит движения, то по полной, и заставили актёров кривляться самым немыслимым образом. Образам назгулов это пошло на пользу, но остальные едва ли выглядят лучше, жестикулируя будто наступивший на оголённый провод итальянец. Ещё хуже ротоскопирование влияет на боевые сцены - совершенно очевидно, что никто из актёров не умеет фехтовать или хоть бы убедительно изображать драку, да и не очень заинтересованы они в том, чтоб совершать резкие телодвижения. Все эти недостатки много заметнее там, где вместо ротоскопирования кадры просто грубо покрашены, и к ним прибавляются новые: чрезвычайная бедность и примитивность костюмов, чрезвычайная же убогость покраски (один два цвета на персонажа) и отсутствие актёрских способностей, которое в этом случае аниматорам не замаскировать.
Впрочем, и с самой анимацией не всё гладко. Во-первых, дизайн. Видимо, Бакши стремился ориентироваться на саги и сказания раннего Средневековья, которые и вдохновляли Толкиена, и эту идею нужно признать помимо прочего любопытной; в итоге вид Боромира напоминает о стереотипных викингах, а Элронд - нечто вроде римского патриция. К сожалению, тут Бакши настигает его главный враг - низкий бюджет: эти костюмы крайне слабо детализованы, и элемент историчности едва угадывается, а что бросается в глаза, так это то, что Арагорн (похожий на индейца и носящий мини-юбку) срисован с обложек Валеджо про Конана. У хоббитов почему-то скошенные черепа и растянутые щёки, но это, в конце концов, вопрос подхода. Хуже, что зачастую анимация хромает, особенно в смысле мимики, и лица героев страшно перекашивает.
Вершина и венец всех недостатков фильма - Барлог. Я затрудняюсь даже описать эту львиноголовую бабочку, грубо окрашенную в бордово-оранжевый. Это не описать, это надо видеть. Так самый драматический момент первой книги превратился в источник воистину истерического хохота.
Можно было бы продолжить список мелких придирок, например к некачественной светомузыке, периодически заменяющей в напряженных сценах фоны, но в этом нет необходимости. "Властелин колец" Бакши не ужасен, там есть и весьма славно сделанные моменты, но он несомненно плох в целом. Это отличный пример чрезмерно амбициозного проекта, которому категорически не хватило финансирования, и создатели которого не слишком-то старались, - то есть пример того, из чего ничего путного выйти не может.
Ой, ужас.... ой, какой ужас...
Впрочем, я только об орках. Барлог ужасен, да. Ужасен не в том смысле, в каком должен быть ужасен Барлог.