Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Кажется, всем уже я рассказывал в последнее время об этой сказочной повести, вот и решил обновить её в памяти и написать тут. Встречайте - Виктор Виткович, Григорий Ягдфельд, "Сказка о малярной кисти".
Что поразительно, те же двое авторов написали еёщ вполне неплохую "Сказку среди бела дня", до ужаса скучную "Кукольную комедию" и плохую неописуемо "Тайну Сан-Ваныча...". Для меня, право. загадка, как это Виковича и Ягдфельда так качало, но в любом случае мы будем говорить о самой удачной их вещи (из книг, я имею ввиду - это ведь ещё и сценаристы "Волшебной лампы Аладдина").
Сказка это запомнилась мне с детства замечательным, оригинальным и остроумным сеттингом - в первую очередь всем, что связано со злодеями. Сказка, напомню. советская, и потому злодеи, как это обычно бывало в таких случаях, имеют явные черты буржуазных шпионов и вредителей. Но Виткович и Ягдфельд нашли этому на редкость изящное объяснение! Видите ли, существуют на свете злые рукокрылые волшебники. Так как они рукокрылые, то селятся в развалинах и руинах - и потому им потребно больше разрушений и ненавистен ремонт и всякая успешная стройка. Так как они рукокрылые, то носят длиннополые плащи и тёмные очки. Так вот, этим-то волшебникам необходимо заполучить волшебную малярную кисть, которая может врисовать в реальность всё, что пожелаешь, иначе то, что они сотрут волшебным ластиком, легко будет вернуть. А эту кисть волшебный маляр оставил мальчику Феде аж до конца обеденного перерыва...
В мире "Сказки о малярной кисти" есть и много других чудесных деталей - например, волшебные дворницкие бляхи или любовь короля Вампира Дважды-два-пятого к картам, но скажу коротко - он оригинален и он запоминается. Уже ради этого стоит книгу прочитать.
Но ещё тут есть традиционный для таких повестей лёгкий слог - не претендующий на то, чтоб быть интересным и взрослым, но идеально читабельный... А для интереса взрослых - множество замечательных наблюдений и афоризмов: например, непростая история отношений жильцов и управдома, безуспешные попытки злого волшебника вызвать сочувствие в неумеренно начитанной девочке, тайны метеобюро и, конечно, отношения рукокрылых. Самый запоминающийся образ книги - даже не злой волшебник Абракадабр, а его резидент, Большой Ушан, жутковатый господин в незаметно-сером. Буквально все сцены с его участием хочется цитировать целиком. В сущности, это даже слишком зловещий для детской книжки персонаж...
В упрёк "Сказке о малярной кисти" можно поставить разве что подачу происходящего в качестве сна - приёма, к сожалению. в советских сказках обычного. Впрочем, и с этим Виткович и Ягдфельд поиграли так, что приём раздражает не слишком, а как минимум один раз даёт повод к интересному маленькому диалогу.
В общем, как для стимуляции ностальгии, так и для чтения детям (а ещё, возможно, для вдохновения, если вы пишете, рисуете или играете о чём-то шпионском и рукокрылом) "Сказку о малярной кисти" я могу смело рекомендовать.
P.S. Особенно с иллюстрациями Александра Шахгелдяна! В целом я не большой фанат его стиля, но тут... какой Ушан!
Что поразительно, те же двое авторов написали еёщ вполне неплохую "Сказку среди бела дня", до ужаса скучную "Кукольную комедию" и плохую неописуемо "Тайну Сан-Ваныча...". Для меня, право. загадка, как это Виковича и Ягдфельда так качало, но в любом случае мы будем говорить о самой удачной их вещи (из книг, я имею ввиду - это ведь ещё и сценаристы "Волшебной лампы Аладдина").
Сказка это запомнилась мне с детства замечательным, оригинальным и остроумным сеттингом - в первую очередь всем, что связано со злодеями. Сказка, напомню. советская, и потому злодеи, как это обычно бывало в таких случаях, имеют явные черты буржуазных шпионов и вредителей. Но Виткович и Ягдфельд нашли этому на редкость изящное объяснение! Видите ли, существуют на свете злые рукокрылые волшебники. Так как они рукокрылые, то селятся в развалинах и руинах - и потому им потребно больше разрушений и ненавистен ремонт и всякая успешная стройка. Так как они рукокрылые, то носят длиннополые плащи и тёмные очки. Так вот, этим-то волшебникам необходимо заполучить волшебную малярную кисть, которая может врисовать в реальность всё, что пожелаешь, иначе то, что они сотрут волшебным ластиком, легко будет вернуть. А эту кисть волшебный маляр оставил мальчику Феде аж до конца обеденного перерыва...
В мире "Сказки о малярной кисти" есть и много других чудесных деталей - например, волшебные дворницкие бляхи или любовь короля Вампира Дважды-два-пятого к картам, но скажу коротко - он оригинален и он запоминается. Уже ради этого стоит книгу прочитать.
Но ещё тут есть традиционный для таких повестей лёгкий слог - не претендующий на то, чтоб быть интересным и взрослым, но идеально читабельный... А для интереса взрослых - множество замечательных наблюдений и афоризмов: например, непростая история отношений жильцов и управдома, безуспешные попытки злого волшебника вызвать сочувствие в неумеренно начитанной девочке, тайны метеобюро и, конечно, отношения рукокрылых. Самый запоминающийся образ книги - даже не злой волшебник Абракадабр, а его резидент, Большой Ушан, жутковатый господин в незаметно-сером. Буквально все сцены с его участием хочется цитировать целиком. В сущности, это даже слишком зловещий для детской книжки персонаж...
В упрёк "Сказке о малярной кисти" можно поставить разве что подачу происходящего в качестве сна - приёма, к сожалению. в советских сказках обычного. Впрочем, и с этим Виткович и Ягдфельд поиграли так, что приём раздражает не слишком, а как минимум один раз даёт повод к интересному маленькому диалогу.
В общем, как для стимуляции ностальгии, так и для чтения детям (а ещё, возможно, для вдохновения, если вы пишете, рисуете или играете о чём-то шпионском и рукокрылом) "Сказку о малярной кисти" я могу смело рекомендовать.
P.S. Особенно с иллюстрациями Александра Шахгелдяна! В целом я не большой фанат его стиля, но тут... какой Ушан!
Вообще, сказки советских писателей - отдельная и большая тема, ведь много их было. И авторов, и книг. Что-то промелькнуло и ушло бесследно, что-то запомнилось, а что-то и вовсе стало едва ли не классикой, как книги Олеши, Носова, Велтистова, Каверина, Волкова, Крапивина...
А разница в качестве - бывает, кстати. Не то, чтобы часто, но бывает. Я вот у Л.Лагина, к примеру, много чего читал, а кроме Старика Хоттабыча сейчас, пожалуй, и не вспомню ничего ни одного сюжета. Растворилось без остатка.
иллюстрации хорошие - найти б их ещё в нормальном разрешении
Любой каприз за ваши деньги.
Иллюстрации.
Спасибо!