Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
...вдогонку к предыдущим постам о книгах:
"Стальная крыса спасает мир" - полный провал. Абсолютно нелогичная концепция путешествий во времени, ди Гриз стал Мэри-Сью просто бесстыдных масштабов, юмор вылетел в трубу. Мусор, не более.
"Билл, герой галактики" - прекрасная вещь! Едва ли не лучшее, что я читал у Гаррисона. Это почти что (конечно, есть неизбежная разница в качестве, но...) "Похождения бравого солдата Швейка"! То есть почти что одна из лучших книг прошлого столетия. Так же уморительно, до безумия смешно, такие же точные наблюдения, такие же выпуклые и запоминающиеся персонажи, и та же беспощадно-остроумная сатира на всё, кажется, что можно связать с войной, армией ми государственную машину в целом. Великолепная антивоенная проза и одновременно идеальное чтение для поднятия настроения.
"Подвиг" Набокова мне в целом понравился. Тут авторский стиль изящен не через меру, образы и метафоры не хоронят собственно текст. Мартын - типичный главный герой Набокова; он безумно инфантилен, да и трагическая привязанность к женщине у него имеется, хотя тут она и играет меньшую роль, чем в прочих романах автора. Никакой эволюции он не претерпевает - собственно, умственная и душевная жизнь Мартына застыли в раннеподростковом периоде; опять-таки, никакой внутренней динамики, идеи, которая могла бы развиваться, в "Подвиге" нет. Очень радует обилие интересных и ярких персонажей - при всем своем равнодушии к живым людям Набоков умело имитирует интересные индивидуальные черты и реализм образов, но другие его произведения довольно камерные, тут же перед нами целая галерея типажей.
"Соглядатай" - роман, в котором Набоков приближается к обычным представлениям о художественной литературе больше, чем обычно: тут есть идея, развитие сюжета и эволюция образа. Главный герой, подчёркнуто жалкий даже по набоковским меркам, в минуту психологического кризиса и полного осознания своей ничтожности совершает попытку суицида, а потом, чтоб справиться с тем же кризисом, считает себя мёртвым, а все вокруг - иллюзорным; дистанцируясь от собственной личности, он увлекается выяснением, что думают о нём окружающие... В сущности, небезынтересная тема, однако не могу сказать, что она разработана глубоко. Ошибкой, мне кажется, было повествование от первого лица - вычурный набоковский стиль плохо сочетается с мелкой личностью главного героя.
Входящие в одноимённый сборник вместе с романом рассказы не такие слабые, как в в "Вовращении Чорба" - в них появляется жизнь и своеобразие, но всё-таки и не слишком, в основном, интересные. "Пильграм", например, очень уж предсказуем и банален. Довольно любопытна "Terra incognita" - тут Набоков сумел найти те контекст и тему, где чисто текстовая изощрённость будет не только уместна, но и достаточна для создания истории. Неожиданно хороши - почсти гениальны - "Совершенство" и "Случай из жизни"; дивные, дивные два рассказа!..
Перечитал "Регуляторов" Стивена Кинга. С этого романа началось моё знакомство с "королём ужасов" лет двенадцать назад, причём я не дочитал тогда самый конец и долго переживал по этому поводу. С тех пор перечитывал книгу множество раз, но в последний - уже давно. Этот роман - парный к "Безнадёге" - лучшему и наиболее ценимому мной произведению Кинга, так что книга вдвойне значимая.
К сожалению, возвращение к ней вышло разочаровывающим.
Книга была переработана из киносценария, и это заметно. Потому что переработаны "Регуляторы" не сильно - очень во многих сценах видно, что это сценарная заявка; возможно, Кинг решил, что это пойдёт данному тексту, но мне результат не нравится. Персонажей много, но при таком изложении они несколько сливаются, и лишь к середине романа (когда половина уже мертва) начинаешь внятно их различать. Все это усугубляется весьма малоудачным переводом В. Вебера - видно, какие англоязычные обороты не переведены адекватно (особенно радует "святое дерьмо", которое герои постоянно поминают).
Идея помельче, чем в "Безнадёге", безусловно, но концепция кошмарной реализации фантазий ребёнка достаточно интересна. Впечатляет именно то, что это не (как обычно в таких случаях) набор атрибутов детства в восприятии взрослого, окрашенных в инфернальные тона - это вполне верибельная игра-фантазия ребёнка лет семи-восьми. И вот тут - об идее. Ранее я полагал, что это один из "социальных" романов Кинга, наряду с "Томминокерами", например, посвящённый проблеме экранного насилия; однако теперь я вижу, что был неправ - в одном из эпизодов заметно даже, что Сет использует исподволь телевизор, чтоб сдерживать Тэка, отвлекать его. Насилие на телевидении - не проблема, а симптом; Тэк - это примитивная сила, не так энергия злой энтропии, какой он представлен в "Безнадёге", а в первую очередь психологическая - но столь же базовая и опасная; это радикальное отсутствие эмпатии в сочетании с эгоистичным желанием развлекаться. То есть Тэк - это самая суть капризного ребёнка. Не случайно в романе есть ещё несколько неприятных балованных детей (поведение маленького Ральфа Карвера и Тэка-Сета в дневнике Одри разительно схоже, за исключением эффектов полтергейста), а также матерей, которые едва ли хорошо влияют на своих детей. И Сет одерживает победу именно в том, что взрослеет, что начинает различать хороших и плохих ребят - отсутствие этого различия и правда характерная черта детских игр и фантазий "по мотивам", тут Кинг прав.
"Стальная крыса спасает мир" - полный провал. Абсолютно нелогичная концепция путешествий во времени, ди Гриз стал Мэри-Сью просто бесстыдных масштабов, юмор вылетел в трубу. Мусор, не более.
"Билл, герой галактики" - прекрасная вещь! Едва ли не лучшее, что я читал у Гаррисона. Это почти что (конечно, есть неизбежная разница в качестве, но...) "Похождения бравого солдата Швейка"! То есть почти что одна из лучших книг прошлого столетия. Так же уморительно, до безумия смешно, такие же точные наблюдения, такие же выпуклые и запоминающиеся персонажи, и та же беспощадно-остроумная сатира на всё, кажется, что можно связать с войной, армией ми государственную машину в целом. Великолепная антивоенная проза и одновременно идеальное чтение для поднятия настроения.
"Подвиг" Набокова мне в целом понравился. Тут авторский стиль изящен не через меру, образы и метафоры не хоронят собственно текст. Мартын - типичный главный герой Набокова; он безумно инфантилен, да и трагическая привязанность к женщине у него имеется, хотя тут она и играет меньшую роль, чем в прочих романах автора. Никакой эволюции он не претерпевает - собственно, умственная и душевная жизнь Мартына застыли в раннеподростковом периоде; опять-таки, никакой внутренней динамики, идеи, которая могла бы развиваться, в "Подвиге" нет. Очень радует обилие интересных и ярких персонажей - при всем своем равнодушии к живым людям Набоков умело имитирует интересные индивидуальные черты и реализм образов, но другие его произведения довольно камерные, тут же перед нами целая галерея типажей.
"Соглядатай" - роман, в котором Набоков приближается к обычным представлениям о художественной литературе больше, чем обычно: тут есть идея, развитие сюжета и эволюция образа. Главный герой, подчёркнуто жалкий даже по набоковским меркам, в минуту психологического кризиса и полного осознания своей ничтожности совершает попытку суицида, а потом, чтоб справиться с тем же кризисом, считает себя мёртвым, а все вокруг - иллюзорным; дистанцируясь от собственной личности, он увлекается выяснением, что думают о нём окружающие... В сущности, небезынтересная тема, однако не могу сказать, что она разработана глубоко. Ошибкой, мне кажется, было повествование от первого лица - вычурный набоковский стиль плохо сочетается с мелкой личностью главного героя.
Входящие в одноимённый сборник вместе с романом рассказы не такие слабые, как в в "Вовращении Чорба" - в них появляется жизнь и своеобразие, но всё-таки и не слишком, в основном, интересные. "Пильграм", например, очень уж предсказуем и банален. Довольно любопытна "Terra incognita" - тут Набоков сумел найти те контекст и тему, где чисто текстовая изощрённость будет не только уместна, но и достаточна для создания истории. Неожиданно хороши - почсти гениальны - "Совершенство" и "Случай из жизни"; дивные, дивные два рассказа!..
Перечитал "Регуляторов" Стивена Кинга. С этого романа началось моё знакомство с "королём ужасов" лет двенадцать назад, причём я не дочитал тогда самый конец и долго переживал по этому поводу. С тех пор перечитывал книгу множество раз, но в последний - уже давно. Этот роман - парный к "Безнадёге" - лучшему и наиболее ценимому мной произведению Кинга, так что книга вдвойне значимая.
К сожалению, возвращение к ней вышло разочаровывающим.
Книга была переработана из киносценария, и это заметно. Потому что переработаны "Регуляторы" не сильно - очень во многих сценах видно, что это сценарная заявка; возможно, Кинг решил, что это пойдёт данному тексту, но мне результат не нравится. Персонажей много, но при таком изложении они несколько сливаются, и лишь к середине романа (когда половина уже мертва) начинаешь внятно их различать. Все это усугубляется весьма малоудачным переводом В. Вебера - видно, какие англоязычные обороты не переведены адекватно (особенно радует "святое дерьмо", которое герои постоянно поминают).
Идея помельче, чем в "Безнадёге", безусловно, но концепция кошмарной реализации фантазий ребёнка достаточно интересна. Впечатляет именно то, что это не (как обычно в таких случаях) набор атрибутов детства в восприятии взрослого, окрашенных в инфернальные тона - это вполне верибельная игра-фантазия ребёнка лет семи-восьми. И вот тут - об идее. Ранее я полагал, что это один из "социальных" романов Кинга, наряду с "Томминокерами", например, посвящённый проблеме экранного насилия; однако теперь я вижу, что был неправ - в одном из эпизодов заметно даже, что Сет использует исподволь телевизор, чтоб сдерживать Тэка, отвлекать его. Насилие на телевидении - не проблема, а симптом; Тэк - это примитивная сила, не так энергия злой энтропии, какой он представлен в "Безнадёге", а в первую очередь психологическая - но столь же базовая и опасная; это радикальное отсутствие эмпатии в сочетании с эгоистичным желанием развлекаться. То есть Тэк - это самая суть капризного ребёнка. Не случайно в романе есть ещё несколько неприятных балованных детей (поведение маленького Ральфа Карвера и Тэка-Сета в дневнике Одри разительно схоже, за исключением эффектов полтергейста), а также матерей, которые едва ли хорошо влияют на своих детей. И Сет одерживает победу именно в том, что взрослеет, что начинает различать хороших и плохих ребят - отсутствие этого различия и правда характерная черта детских игр и фантазий "по мотивам", тут Кинг прав.
Ну, ИМХО, Мэри-Сью он был изначально. Или, может, мне так показалось потому что эти три книги я читал подряд и они отчасти для меня сливаются в одну? Во всяком случае, мне кажется, что он изначально был таков. А вот с путешествием во времени - да, чего-то он там перемудрил. И, кстати, тем же мне не нравится "Стальная Крыса отправляется в Ад". Очень уж перемудрена и нелогична "научная" подоплека происходящих событий.
"Билл, герой галактики" - прекрасная вещь! Едва ли не лучшее, что я читал у Гаррисона.
Теперь главное - не читай продолжений.
Ну тут даже нет и причин интересоваться сиквелами - у книги есть ещё и внятный финал. (И удачный!)