Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Прочитал "Повседневную жизнь армии Александра Македонского" Поля Фора. Пожалуй, это одна из самых адекватных своему названию книг в этой серии, что я читал. Повседневная жизнь действительно описана как таковая и довольно подробно (ну, по крайней мере, настолько подробно, насколько позволяют источники).
Впрочем, нельзя сказать, чтоб Фора интересовал только лишь армейский быт, и иных задач, помимо его описания, он не ставил; автор в этой книге стремится противопоставить героизм, навыки и усилия простых солдат, инженеров, моряков пафосу и жестокому позёрству Александра, стремится доказать, что "сын Амона" не был обязан своими победами ни тюхе, ни арете, но только планомерной подготовке Филиппа II и доблести войск. В этом отношении Фор, по-моему, перегибает палку: демонизируя и пороча Александра он, по сути, остаётся в рамках того же дискурса "личности в истории", да и чрезмерно частые повторения, а равно неумеренная авторская горячность отнюдь не придают его позиции убедительности.
Вообще, книга, на мой вкус, не в меру личная. Поль Фор сам прошёл почти что путём македонских войск и знает о его тяготах не понаслышке - это, безусловно, плюс; минусом же мне кажется то, что автор часто, похоже, попросту непосредственно идентифицируется с македонскими солдатами и пишет о них безо всяких оговорок, попросту пересказывая свои впечатления. И если это ещё оправдано, более или менее, то апломб, с которым автор описывает их мысли и чувства, отношение к походу и своему полководцу, причём не только без опоры на источники, но иной раз (что он время от времени без особого смущения признаёт) в прямом противоречии с ними, - уже нет. Я вообще поборник предельно анонимных научных работ, в которых автор свою индивидуальность по возможности скрывает, а не выпячивает, и такой субъективизм считаю недостатком... но это, опять же, моё субъективное мнение.
Помимо же этого "Повседневная жизнь армии Александра Македонского" - очень живо написанная работа, в которой внятно отражены едва ли не все аспекты заявленной в названии проблемы: устройство македонской армии и её состав, характерный стиль ведения войны, вооружение и строй, оснащение инженерных частей и флота, ландшафт местностей, которые Великая армия (историк-француз упорно именует солдат Македонии так) пересекла и покорила, закладку многочисленных Александрий, а также - с некоторой пристрастностью - попойки, парады и оргии. Я лично почерпнул из книги немало интересных и новых для себя сведений (например, о впечатляющей длине копья-сариссы или о сравнительной заработной плате пехотинцев, конников и оставшихся в Македонии ремесленников). Главное же - после прочтения вполне ощущаешь, насколько невероятным было предприятие Александра, насколько сделанное его людьми - пройденные расстояния и пережитые испытания, одержанные победы и построенные города - фантастично и достойно восхищения. И сам Фор не может сдержать восторга, хоть и пытается смотреть на поход трезво и критически, хоть и указывает, что он истощил силы Греции, которая вскоре пала к ногам Рима, истребил культурные сокровища Персии и вообще был предприятием, основанным на жадности и непомерной самонадеянности... и тут же снова говорит о жажде открытий и обнаруженной македонцами необозримости мироздания.
Несомненно, "Повседневная жизнь армии Александра Македонского" - замечательная научно-популярная работа, стоящая внимания, несмотря на всю специфику авторского подхода. Тем более что многим он, полагаю, придётся скорее по душе.
P.S. Забавный курьёз: в предисловии И. Маханьков отмечает, что Фор недостаточно глубоко раскрыл причины похода Александра и в качестве главной указывает... то, что на эллинизированных территориях три века спустя распространится христианство! То, что причина идёт за следствием, автора предисловия не смущает.
P.P.S. Отредактирована (и переведена?) книга скверно: немало корявых фраз, а где-то их корявость, а то и пропущенные слова, ещё и затемняет смысл. Читать можно, но такие упущения, мягко говоря, досадны.
Впрочем, нельзя сказать, чтоб Фора интересовал только лишь армейский быт, и иных задач, помимо его описания, он не ставил; автор в этой книге стремится противопоставить героизм, навыки и усилия простых солдат, инженеров, моряков пафосу и жестокому позёрству Александра, стремится доказать, что "сын Амона" не был обязан своими победами ни тюхе, ни арете, но только планомерной подготовке Филиппа II и доблести войск. В этом отношении Фор, по-моему, перегибает палку: демонизируя и пороча Александра он, по сути, остаётся в рамках того же дискурса "личности в истории", да и чрезмерно частые повторения, а равно неумеренная авторская горячность отнюдь не придают его позиции убедительности.
Вообще, книга, на мой вкус, не в меру личная. Поль Фор сам прошёл почти что путём македонских войск и знает о его тяготах не понаслышке - это, безусловно, плюс; минусом же мне кажется то, что автор часто, похоже, попросту непосредственно идентифицируется с македонскими солдатами и пишет о них безо всяких оговорок, попросту пересказывая свои впечатления. И если это ещё оправдано, более или менее, то апломб, с которым автор описывает их мысли и чувства, отношение к походу и своему полководцу, причём не только без опоры на источники, но иной раз (что он время от времени без особого смущения признаёт) в прямом противоречии с ними, - уже нет. Я вообще поборник предельно анонимных научных работ, в которых автор свою индивидуальность по возможности скрывает, а не выпячивает, и такой субъективизм считаю недостатком... но это, опять же, моё субъективное мнение.
Помимо же этого "Повседневная жизнь армии Александра Македонского" - очень живо написанная работа, в которой внятно отражены едва ли не все аспекты заявленной в названии проблемы: устройство македонской армии и её состав, характерный стиль ведения войны, вооружение и строй, оснащение инженерных частей и флота, ландшафт местностей, которые Великая армия (историк-француз упорно именует солдат Македонии так) пересекла и покорила, закладку многочисленных Александрий, а также - с некоторой пристрастностью - попойки, парады и оргии. Я лично почерпнул из книги немало интересных и новых для себя сведений (например, о впечатляющей длине копья-сариссы или о сравнительной заработной плате пехотинцев, конников и оставшихся в Македонии ремесленников). Главное же - после прочтения вполне ощущаешь, насколько невероятным было предприятие Александра, насколько сделанное его людьми - пройденные расстояния и пережитые испытания, одержанные победы и построенные города - фантастично и достойно восхищения. И сам Фор не может сдержать восторга, хоть и пытается смотреть на поход трезво и критически, хоть и указывает, что он истощил силы Греции, которая вскоре пала к ногам Рима, истребил культурные сокровища Персии и вообще был предприятием, основанным на жадности и непомерной самонадеянности... и тут же снова говорит о жажде открытий и обнаруженной македонцами необозримости мироздания.
Несомненно, "Повседневная жизнь армии Александра Македонского" - замечательная научно-популярная работа, стоящая внимания, несмотря на всю специфику авторского подхода. Тем более что многим он, полагаю, придётся скорее по душе.
P.S. Забавный курьёз: в предисловии И. Маханьков отмечает, что Фор недостаточно глубоко раскрыл причины похода Александра и в качестве главной указывает... то, что на эллинизированных территориях три века спустя распространится христианство! То, что причина идёт за следствием, автора предисловия не смущает.
P.P.S. Отредактирована (и переведена?) книга скверно: немало корявых фраз, а где-то их корявость, а то и пропущенные слова, ещё и затемняет смысл. Читать можно, но такие упущения, мягко говоря, досадны.
"сын Амона" не был обязан своими победами ни тюхе, ни арете, но только планомерной подготовке Филиппа II и доблести войск
Как справедливо отмечал Суворов А.В.: "Везенье, везенье, помилуй Бог, надобно ж и уменье". В смысле, заслуги Филиппа неоспоримы, но даже самая подготовленная армия, чтобы пройти полмира, нуждается в толковом полководце.
автор часто, похоже, попросту непосредственно идентифицируется с македонскими солдатами и пишет о них безо всяких оговорок, попросту пересказывая свои впечатления. И если это ещё оправдано, более или менее
ИМХО, нисколько не оправдано. Есть, конечно, вечные вещи, но все же, менталитет людей со временем меняется. Уверен, что воины Македонского мыслили совсем не так, как мы. И к происходящему относились не так.
Великая армия (историк-француз упорно именует солдат Македонии так)
Ну шо с них, лягушатников, взять...
Отредактирована (и переведена?) книга скверно: немало корявых фраз, а где-то их корявость, а то и пропущенные слова, ещё и затемняет смысл. Читать можно, но такие упущения, мягко говоря, досадны.
А это, к сожалению, похоже, вообще беда всех современных изданий.
А какие еще книги об эпохе Александра Македонского ты читал?
Есть, конечно, вечные вещи, но все же, менталитет людей со временем меняется. - ну это преимущественно было в частях "утомительный путь по пустыне, полные сапоги тарантулов" и т.д. Фор во всяком случае ни с кем не сражался, так что полной аналогии быть и не могло. Но вообще-то я не уверен, что думать по поводу изменений/неизменности менталитета в целом...
Jasherk, специально посвящённых ему - пожалуй, что и никаких. По крайней мере, ничего не припоминаю. Я не слишком подкован в истории. ^^;
Безусловно, крайняя предвзятость. Ко временам Александра, простое бодание фаланга на фалангу уже осталось в прошлом. Армии усложнились, в дополнение к фаланге появилась легкая пехота, легкая и тяжелая кавалерия. И все они вводились в бой в разное время по мере необходимости. Так что бой требовал не только правильного выбора места и времени, но и управления процессом. В конце концов, исход битвы при Гранике был решен атакой гетайров в нужный момент в нужном месте под личным командованием Александра. И хотелось бы услышать какие-нибудь доказательства того, что эту атаку Александр только исполнил, а задумал ее кто-то другой.
Битва при Гавгамелах - вообще сплошные и довольно сложные маневры.
Что касается менталитета, то, как я и говорил, конечно, есть какие-то вечные вещи, которые не меняются. Но, скажем, каких-то 200 лет назад в Англии считалось нормальным вешать детей за кражу на сумму более 2 пенсов. А 500 лет назад ни у кого во всей Европе не вызывало сомнения, что еретиков надо убивать. Так что, полагаю, люди жившие полторы тысячи лет назад, все же, отличались от нас.
Просто хотел порекомендовать книгу на тему расследования убийств того времени, начиная с самого Филиппа и кончая, понятное дело, Александром. Официальные версии и далее трактовки мотивов и заказчиков. Я прочел просто взахлеб, но, к сожалению, сейчас не могу вспомнить название. Если интересно, постараюсь поискать ее.
Jasherk, хм... Не знаю даже. Звучит не совсем как то, что я сам взял бы, увидев на полке. Но если вспомните название - сообщите. )