Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Не знаю, из каких соображений мне в своё время чуть ли не на день рождения подарили "Лествицу" преподобного Иоанна, поскольку намерений уходить в монастырь я отнюдь не являл, а книга эта предназначена, что вполне ясно, исключительно для монашествующих. Для всех же остальных она примерно столь же полезна и интересна, как, скажем, толковый учебник по электромонтажу для людей, разве что лампочку самостоятельно меняющих: можно узнать кое-какие базовые правила безопасности, полезные в быту, и, если тема кажется вам любопытной, получить немало отвлеченных познаний о ней, но в целом это труд, полезный лишь для специалистов (полагаю, Иоанн Лествичник и не одобрил бы чтение мирянами его труда).
Первое, что при чтении бросается в глаза - какое монашество жуткое и, скажем прямо, довольно отвратительное. Я имею ввиду в первую очередь даже не Темницу, описание которой я всё же предпочитаю считать наставительной аллегорией, но весьма радикальные вариации на тему "враги человеку домашние его", а также формулировки, связанные с послушанием, отдающие чем-то мазохистским. В общем, опять же, не монашествующим трудно вместить, - в лучшем случае.
Второй любопытный момент, очень ярко в "Лествице" выступающий, - религиозная универсальность монашества. Цель, идеалы, методы и даже (насколько об этом уместно говорить о переводных, разноязыких текстах) в значительной степени лексика совершенно совпадает с аналогами у других конфессий. Было бы любопытно сравнить "Лествицу" с каким-нибудь аналогичным, что ли, тхеравадинским руководством...
В-третьих, неожиданностью для меня стал изящный слог книги, вообще то, как искусно она построена и красиво, а вместе с тем и внятно, с умеренным применением всяких риторических приёмов, она написана. Не знаю, как за монашеским деланием Иоанн нашёл время и на столь явственно прекрасное образование (сам он рекомендует кроме наставлений святых отцов не читать ничего, дабы не развлекать ум), но читать "Лествицу" одно удовольствие (разве что к концу, в Словах 26-м и 29-м особенно, теряется структурность и систематичность изложения - даже хочется заподозрить интерполяции и поздние вставки).
Между прочим, нашёл я в этой книге и точный (на беду - неутешительный) свой духовный диагноз:
Весьма пространная цитата
Собственно, и читая труд сей, задумался я, действительно, не пересмотреть ли мне свои отношения с религией, но отложил книгу, развеялся - и через час от намерений и породившего их настроя не осталось и следа.
Вообще, книга очень интересная; но исключительно для практикующих монахов. Вот такое противоречие, не знаю, что вам и сказать.
Первое, что при чтении бросается в глаза - какое монашество жуткое и, скажем прямо, довольно отвратительное. Я имею ввиду в первую очередь даже не Темницу, описание которой я всё же предпочитаю считать наставительной аллегорией, но весьма радикальные вариации на тему "враги человеку домашние его", а также формулировки, связанные с послушанием, отдающие чем-то мазохистским. В общем, опять же, не монашествующим трудно вместить, - в лучшем случае.
Второй любопытный момент, очень ярко в "Лествице" выступающий, - религиозная универсальность монашества. Цель, идеалы, методы и даже (насколько об этом уместно говорить о переводных, разноязыких текстах) в значительной степени лексика совершенно совпадает с аналогами у других конфессий. Было бы любопытно сравнить "Лествицу" с каким-нибудь аналогичным, что ли, тхеравадинским руководством...
В-третьих, неожиданностью для меня стал изящный слог книги, вообще то, как искусно она построена и красиво, а вместе с тем и внятно, с умеренным применением всяких риторических приёмов, она написана. Не знаю, как за монашеским деланием Иоанн нашёл время и на столь явственно прекрасное образование (сам он рекомендует кроме наставлений святых отцов не читать ничего, дабы не развлекать ум), но читать "Лествицу" одно удовольствие (разве что к концу, в Словах 26-м и 29-м особенно, теряется структурность и систематичность изложения - даже хочется заподозрить интерполяции и поздние вставки).
Между прочим, нашёл я в этой книге и точный (на беду - неутешительный) свой духовный диагноз:
Весьма пространная цитата
Собственно, и читая труд сей, задумался я, действительно, не пересмотреть ли мне свои отношения с религией, но отложил книгу, развеялся - и через час от намерений и породившего их настроя не осталось и следа.
Вообще, книга очень интересная; но исключительно для практикующих монахов. Вот такое противоречие, не знаю, что вам и сказать.
Ох, к кому сказанное в цитате неприменимо, пусть первый кинет камень, а я воздержусь.