Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Я, надо заметить, очень немного смотрел телеспектаклей, что при моей общей нетеатральности, конечно, весьма дурно. Причём если заснятый из зала во время обычного регулярного представления и показанный по телевидению спектакль, какие иногда можно увидеть на канале "Культура", - и правда зрелище сомнительное, то подлинные телеспектакли, то есть поставленные специально для съёмки в адекватных условиях, - дело иное. В порядке исправления этих недостатков посмотрел "Хануму" БДТ в постановке Товстоногова.
Сюжет в основе своей прост, хоть и закручивается весьма лихо по ходу действия, и весьма архетипичен. Пожилой грузинский князь, пропивший всё своё состояние вплоть до обстановки дома, решается жениться, чтоб поправить своё материальное положение, и ждёт самую знаменитую в Тифлисе сваху Хануму, уже нашедшую для него не слишком старую, не слишком страшную и довольно богатую невесту. Но раньше, чем Ханума, является другая сваха, Кабато, и меняет в этом описании "довольно" и "не слишком" местами, а в качестве альтернативы предлагает прекрасную шестнадцатилетнюю дочь купца Микича, который готов дать за ней любое приданное, лишь бы породниться с князем и получить право на герб. Сама девушка, разумеется, влюблена в своего молодого учителя, который оказывается племянником князя (но скрывает своё происхождение, чтоб не позорить фамилию тем, что работает). К счастью для влюблённых, Ханума полна решимости устроить свадьбы по-своему и восторжествовать над коварной конкуренткой любыми способами...
Я, надо сразу оговориться, не люблю водевиль. Не могу отделаться от инстинктивного деления на высокие и низкие жанры, а водевиль - просто концентрат всего, что относит комедию ко вторым. Обычно обилие песенок меня утомляет, а упрощённый и стереотипный сюжет навевает скуку. Но всё зависит от качества исполнения! Пожалуй, такое отношение всё же не позволило мне оценить "Хануму" так высоко, как её ценят многие, но спектакль, несомненно, очень хорош.
Во-первых, хороша сама пьеса Цагарели. Остроумные реплики, сами собой откладывающиеся в памяти и более чем достойные цитирования, звучат каждые пять минут, если не чаще. "-Хочешь напиться - вот Кура, вот твой дом. Хочешь умыться - вот Кура, вот твой дом... -А если наводнение? -Так где Кура, а где твой дом!", "-Декламация - это громкое чтение с выражением, бабушка. Уйдите, у вас голова заболит. -Ничего, я привычная к выражениям. Когда Микич с кредиторами рассчитывается, такая стоифст декламация...", "-Талии-то у вас нет. -А ты держись за то, что есть" и т.д. и т.п., многое множество прекрасных пассажей.
Во-вторых, очень хороша актёрская игра. Грузин и армян тут, кажется, нет ни одного, но специфический колорит условной, символической Грузии им удаётся создать отлично. Людмила Макарова прекрасно исполняет заглавную роль бойкой, напористой и очаровательной в своей эмансипированности женщины. Впрочем, лично мой любимый образ - Микич в исполнении Вадима Медведева, чрезвычайно выразительный темпераментный кавказский мужчина. Но хорош и Владислав Стржельчик в роли манерного князя, и Всеволод Кузнецов, и... Да все, все очень фактурны. Юная Сона в исполнении Елены Алексеевой вышла невыносимо манерной, но уж такова, видно, режиссёрская трактовка.
В-третьих, хороши песни. Да, они всё-таки утомляют - уж слишком их много, а отбивка сцен танцевальными номерами вообще не кажется мне обязательной, но всё-таки и эти песни хочется как цитировать, так и напевать, они хорошо ложатся на слух, хоть никто из актёров и не поражает вокалом самим по себе.
Вообще "Ханума" - прекрасный способ поднять себе настроение или, напротив, сопроводить чем-то ненавязчивым расслабленный отдых. Было бы глупо искать в цинично-легкомысленном и ярком, как картины Пиросмани, водевиле чего-то иного.

@темы: важнейшим из искусств..., спектакль прошел на «ура», а вот публика провалилась