Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Детскую писательницу Тамару Крюкову я знал только по повести "Хрустальный ключ", одной из любимых книг детства (в которой я, что не всегда бывает, вижу много достоинств и сейчас). А для кого-то книга детства была другая, но тоже её, и мне эту книгу дали почитать. Называется "Гордячка".
Скажу сразу, мне она понравилась меньше, чем "Хрустальный ключ". Я ниже буду говорить, почему, но важней всего помнить, что одну вещь я прочитал в семь лет, а другую - в двадцать четыре, и с влиянием этого факта на их восприятие ничего не поделаешь.
История начинается классически - с даров феи-крёстной. Она наделяет девочку, родившуюся у простого бакалейщика, умом, трудолюбием, отменным здоровьем, но красоты ей пожелать не успевает. Глава всех фей дополняет её пожелания этим даром, но злая фея, тоже имевшая право одарить малютку, добавляет к красоте гордыню - девушка или получит и то, и другое, или ничего. Фея, знающая, что гордыня есть худший из грехов и источник всевозможных бед, полагает, что её крестнице Злате лучше прожить и без красоты... Но та, дожив до подросткового возраста трудолюбивой и доброй дурнушкой, сталкивается с насмешками и обидами и всё-таки, несмотря на предупреждения крёстной, выпивает эликсир красоты и гордыни. Вскоре к красавице с золотыми волосами выстраивается уже очередь из женихов, но она всех отвергает - слишком горда и заносчива. И даже принцу, явившемуся к ней под видом бродячего музыканта, Злата отказывает из гордости, хоть и влюбляется с первого взгляда. Так она впервые сожалеет о своей гордости и становится на путь освобождения от неё - к сожалению, на этом пути ей придётся изрядно уменьшиться в размерах, ведь лекарство от гордыни - смирение и умаление до пыл под чужими ногами: буквально.
Как и "Хрустальный ключ", "Гордячка" представляет собой серию эпизодов, связанных образом главной героини и тематически, но стилистически разнородных и имеющих лишь слабую связь между собой. В "Хрустальном ключе" эта мозаичность была более выраженной - но и создавала определённый эффект впечатляющей мозаичности, как я теперь понимаю, постмодерна; в "Гордячке" переходы от эпизода к эпизоду не столь резкие, но и образы не столь яркие, и мозаичность как-то не доведена до конца (зачем было говорить, что Злата - из славянских земель, чтоб потом всё равно наполнить сюжет принцами, феями и гномами?). Вероятно, для ребёнка приключения героини, не задерживающейся нигде и ни с кем больше двух глав, будут увлекательны и не дадут заскучать, но мне недоставало интереса к каждому отдельному эпизоду.
Ещё у меня некоторые сложности с мораль. Ладно, будем честны - я считаю, что гордыня - это хорошо и полезно, а смирение никого, кого я знаю, до добра не доводило, так что я изначально предвзят... Однако сложно не заметить, что без красоты и гордости Злата никогда бы своего принца не заполучила, даже не встретила. Её злоключения начинаются из-за заносчивости и падкости на лесть, и это бесспорно... Но и из многих сложных ситуаций она выбирается как раз благодаря гордости и отсутствию послушания. А уж финальный финт с принцем... Нет, разумеется, поскольку он перемолвился со Златой полутора фразами, ни за что другое он не мог её полюбить, кроме как за красоту, но что маленький читатель должен извлечь из акцентуации этого факта?.. Выше моего понимания.
Короче говоря, "Гордячка" показалась мне книгой неплохой, но проходной. Однако, повторюсь, я не могу судить, как бы она мне показалась, будь я раза в три младше.

@темы: смотрит в книгу - видит..., сказкаложь