Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Давно, давно я облизывался на "Элизиум: Рай не на Земле" Нила Бломкампа - ещё в кинотеатр хотел сходить, но почему-то никто не согласился меня сопровождать на остросоциальную научную фантастику. К сожалению, видимо, мои друзья были правы.
Сеттинг - одновременно и актуальная социальная сатира, и очень реалистичное предсказание будущего - так, безусловно, и будет, если раньше евроатлантическая цивилизация не погибнет... Итак, на загрязненной и перенаселённой Земле остались представители социального низа и "третьего мира", а те, кто мог себе это позволить, переселились на орбитальную станцию "Элизиум" и живут там - все поголовно белые, красивые и в костюмах. С Земли наверх организуют нелегальные туры - конечно, скрыться и полноценно эмигрировать на орбиту невозможно, но людям нужно другое - пробиться к элизиумским медкапсулам, которые могут лечить практически что угодно. Однажды такая путевка в Элизиум оказывается нужна Максу - простому пролетарию, который получил смертельную дозу облучения на заводе (потому что лучше нарушить технику безопасности, чем потерять работу); в обмен на путёвку (денег у Макса нет и нет времени их копить) он должен оказать криминальному боссу Пауку услугу - поймать одного из элизиумских богачей во время командировки на Земле и выкачать из его мозга какие-нибудь ценные данные - номера кредиток, коды доступа... Вот только данные оказываются слишком ценными.
"Район №9" был остросоциальным фильмом с однозначным посланием, но он не был агиткой; Блокамп говорил нам "вот оно, вот как оно есть", и естественной зрительской реакцией было "так не должно быть". "Элизиум" же начал почему-то говорить о том же самом шершавым языком плаката. Злодеи (да, они злодеи, а не представители определенного социального класса с присущим им - возможно, вредным - мировроззрением) тут просто опереточно злы и не упускают ни единого случая показать презрение к человеческой жизни; тут есть трогательная девочка с лейкемией!.. Короче говоря, вместо берущей за душу подлинности мы получили чёрно-белую агитку-слёзовыжималку. Признаю, лучше говорить о проблемах так, чем никак, но от Блокампа можно было ждать большего, а кроме того, лично меня в итоге правильный посути посыл фильма начал раздражать.
На этом фоне огромное количество сюжетных глупостей не такая большая проблема, но всё-таки... Почему огромная орбитальная станция не оборудована никакими ПВО? Неужто бомж с ракетницей (достреливающей до орбиты) надёжней и проще? Зачем все таскали женщину с девочкой, не представляющих никакой ценности, а не добили их давным-давно? Где были роботы, так ловко отстреливавшие нелегалов раньше, когда Крюгер съехал с катушек?.. Это не говоря уж про то, что в основе сюжета лежит очень малореалистичное совпадение. И все это - во имя блокбастерности, во имя голливудских эффектов, повышения количества боев и однозначности действия.
Спецэффекты хороши. Красиво смотрятся и без визуальных нелепостей. Мне понравились роботы - и, конечно, крутейшая сцена фильма это восстановление Крюгера. Хорош и сеттинг, там много приятных мелких деталей - вроде граффити на лице робо-администратора или элитных шаттлов марки "бугатти". Трущобы просто потрясающие. Правда, финальная битва немного бестолково смонтирована, но, может, мне показалось.
Мэтт Деймон сыграл на пять с плюсом. Просто великолепная актёрская работа! Ради него, пожалуй, и стоит смотреть "Элизиум". Очень достоверный характер, прекрасно переданы мелкие черточки, придающие индивидуальности образы, и, наконец, личностная эволюция вполне верибельная. Больше никого из актёрского состава как-то особенно и не отметишь. В том, что персонаж Джоди Фостер нелеп, вина скорее сценария и режиссёрской трактовки, чем актрисы... Шардто Копли достаточно выразителен в роли солдата-психопата и поначалу даже делал её интересной.
"Элизиум" - весьма неплохой голливудский НФ-боевик из тех, что снимают Бэй и Эммерих. Если вы любите такое кино - стоит внимания. А вот если вам понравился "Район №9" - скорее всего, "Элизиум" не для вас.
Сеттинг - одновременно и актуальная социальная сатира, и очень реалистичное предсказание будущего - так, безусловно, и будет, если раньше евроатлантическая цивилизация не погибнет... Итак, на загрязненной и перенаселённой Земле остались представители социального низа и "третьего мира", а те, кто мог себе это позволить, переселились на орбитальную станцию "Элизиум" и живут там - все поголовно белые, красивые и в костюмах. С Земли наверх организуют нелегальные туры - конечно, скрыться и полноценно эмигрировать на орбиту невозможно, но людям нужно другое - пробиться к элизиумским медкапсулам, которые могут лечить практически что угодно. Однажды такая путевка в Элизиум оказывается нужна Максу - простому пролетарию, который получил смертельную дозу облучения на заводе (потому что лучше нарушить технику безопасности, чем потерять работу); в обмен на путёвку (денег у Макса нет и нет времени их копить) он должен оказать криминальному боссу Пауку услугу - поймать одного из элизиумских богачей во время командировки на Земле и выкачать из его мозга какие-нибудь ценные данные - номера кредиток, коды доступа... Вот только данные оказываются слишком ценными.
"Район №9" был остросоциальным фильмом с однозначным посланием, но он не был агиткой; Блокамп говорил нам "вот оно, вот как оно есть", и естественной зрительской реакцией было "так не должно быть". "Элизиум" же начал почему-то говорить о том же самом шершавым языком плаката. Злодеи (да, они злодеи, а не представители определенного социального класса с присущим им - возможно, вредным - мировроззрением) тут просто опереточно злы и не упускают ни единого случая показать презрение к человеческой жизни; тут есть трогательная девочка с лейкемией!.. Короче говоря, вместо берущей за душу подлинности мы получили чёрно-белую агитку-слёзовыжималку. Признаю, лучше говорить о проблемах так, чем никак, но от Блокампа можно было ждать большего, а кроме того, лично меня в итоге правильный посути посыл фильма начал раздражать.
На этом фоне огромное количество сюжетных глупостей не такая большая проблема, но всё-таки... Почему огромная орбитальная станция не оборудована никакими ПВО? Неужто бомж с ракетницей (достреливающей до орбиты) надёжней и проще? Зачем все таскали женщину с девочкой, не представляющих никакой ценности, а не добили их давным-давно? Где были роботы, так ловко отстреливавшие нелегалов раньше, когда Крюгер съехал с катушек?.. Это не говоря уж про то, что в основе сюжета лежит очень малореалистичное совпадение. И все это - во имя блокбастерности, во имя голливудских эффектов, повышения количества боев и однозначности действия.
Спецэффекты хороши. Красиво смотрятся и без визуальных нелепостей. Мне понравились роботы - и, конечно, крутейшая сцена фильма это восстановление Крюгера. Хорош и сеттинг, там много приятных мелких деталей - вроде граффити на лице робо-администратора или элитных шаттлов марки "бугатти". Трущобы просто потрясающие. Правда, финальная битва немного бестолково смонтирована, но, может, мне показалось.
Мэтт Деймон сыграл на пять с плюсом. Просто великолепная актёрская работа! Ради него, пожалуй, и стоит смотреть "Элизиум". Очень достоверный характер, прекрасно переданы мелкие черточки, придающие индивидуальности образы, и, наконец, личностная эволюция вполне верибельная. Больше никого из актёрского состава как-то особенно и не отметишь. В том, что персонаж Джоди Фостер нелеп, вина скорее сценария и режиссёрской трактовки, чем актрисы... Шардто Копли достаточно выразителен в роли солдата-психопата и поначалу даже делал её интересной.
"Элизиум" - весьма неплохой голливудский НФ-боевик из тех, что снимают Бэй и Эммерих. Если вы любите такое кино - стоит внимания. А вот если вам понравился "Район №9" - скорее всего, "Элизиум" не для вас.