Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Роман "Мёртвая зона" Стивена Кинга - не самый удачный у него. Причем на всем протяжении он мне нравился, но у "Мёртвой зоны" беда с композицией.
Сюжет очень прост. Джон Смит, молодой преподаватель, попадает в автокатастрофу, которую переживает чудом. Проведя пять лет в коме, он приходит в себя и обнаруживает у себя способности экстрасенса. Смит сталкивается с предубеждённостью и неверием, а правда, которую он может сказать, зачастую неприятна...
Это было бы и все, если б не время действия (и написания романа). Смит проспал Уотергейт и пришёл в себя как раз накануне (ну, политический канун долог, сами понимаете) выборов - в Конгресс и президентских. Разговоры о политике занимают в "Мёртвой зоне" очень много места, да и основной конфликт романа связан именно с вопросом кто может прийти к власти и какова личная ответственность отдельного человека за это. Это роман-манифест, явное выражение вопросов, волновавших в тот момент Кинга (и ещё миллионы американцев) - работает ли демократия, почему мы должны быть втянуты в бессмысленную войну, за кого вообще можно голосовать и что делать с правительством, за которое не голосовал.
Помимо этого, конкретно-актуального содержания, "Мёртвая зона" выступает как бы черновиком к "Противостоянию" и "Безнадёге" - и, бесспорно, проигрывает от такого сравнения, но это уж неизбежность. Джон Смит сталкивается с тем, что у Бога есть план на его счёт, пытается бороться (поскольку Божьи планы немилосердны и тягостны), но в итоге выполняет то, что должен. Что же до "Противостояния" (да, оно вышло годом раньше, но мне кажется, будто писались книги параллельно), то, к сожалению, несмотря на явное типологическое сходство Грег Стиллсон - совсем не Рэнделл Флэгг... И не ощущается в нём той ужасной угрозы, какая должна.
Вообще, это и есть главная проблема "Мёртвой зоны" - роман будто должен был быть раза в три больше. Тут есть вдумчивая неспешная экспозиция, завязка - и тот же развязка, не приносящая никакого катарсиса. Я сперва даже не мог поверить, что это уже практически конец книги...
Написана "Мёртвая зона" при этом замечательно, очень в хорошем смысле фактурно, главный герой вызывает сочувствие, продуманные и детально описанные сцены поражают достоверностью и в то же время производят всякий раз нужное художественное впечатление... Тем удивительней, что роман как целое разработан гораздо хуже.
"Мёртвая зона" - отнюдь не неудача, но и не из тех романов Кинга, которые непременно надо прочесть. Если же возьметесь - будьте готовы восклицать "что, уже финал?!".
Сюжет очень прост. Джон Смит, молодой преподаватель, попадает в автокатастрофу, которую переживает чудом. Проведя пять лет в коме, он приходит в себя и обнаруживает у себя способности экстрасенса. Смит сталкивается с предубеждённостью и неверием, а правда, которую он может сказать, зачастую неприятна...
Это было бы и все, если б не время действия (и написания романа). Смит проспал Уотергейт и пришёл в себя как раз накануне (ну, политический канун долог, сами понимаете) выборов - в Конгресс и президентских. Разговоры о политике занимают в "Мёртвой зоне" очень много места, да и основной конфликт романа связан именно с вопросом кто может прийти к власти и какова личная ответственность отдельного человека за это. Это роман-манифест, явное выражение вопросов, волновавших в тот момент Кинга (и ещё миллионы американцев) - работает ли демократия, почему мы должны быть втянуты в бессмысленную войну, за кого вообще можно голосовать и что делать с правительством, за которое не голосовал.
Помимо этого, конкретно-актуального содержания, "Мёртвая зона" выступает как бы черновиком к "Противостоянию" и "Безнадёге" - и, бесспорно, проигрывает от такого сравнения, но это уж неизбежность. Джон Смит сталкивается с тем, что у Бога есть план на его счёт, пытается бороться (поскольку Божьи планы немилосердны и тягостны), но в итоге выполняет то, что должен. Что же до "Противостояния" (да, оно вышло годом раньше, но мне кажется, будто писались книги параллельно), то, к сожалению, несмотря на явное типологическое сходство Грег Стиллсон - совсем не Рэнделл Флэгг... И не ощущается в нём той ужасной угрозы, какая должна.
Вообще, это и есть главная проблема "Мёртвой зоны" - роман будто должен был быть раза в три больше. Тут есть вдумчивая неспешная экспозиция, завязка - и тот же развязка, не приносящая никакого катарсиса. Я сперва даже не мог поверить, что это уже практически конец книги...
Написана "Мёртвая зона" при этом замечательно, очень в хорошем смысле фактурно, главный герой вызывает сочувствие, продуманные и детально описанные сцены поражают достоверностью и в то же время производят всякий раз нужное художественное впечатление... Тем удивительней, что роман как целое разработан гораздо хуже.
"Мёртвая зона" - отнюдь не неудача, но и не из тех романов Кинга, которые непременно надо прочесть. Если же возьметесь - будьте готовы восклицать "что, уже финал?!".
В том числе размеренностью повествования и наличием отвлечённых деталей) Читала я его довольно давно, и тогда казалось, что политики многовато. Но в целом, это не особо мешало, даже было интересно.
И ещё понравилось как в самом конце в заключительной части автор как бы подводит итоги и открывает все важные, но не обозначенные до этого детали.
и тот же развязка, не приносящая никакого катарсиса. - а мне она понравилась...
На счёт "Противостояния" - субъективно мне сложно что-либо с ним сравнить, поскольку это моё любимое произведение у Кинга и оно всегда будет в чём-то для меня выигрывать... И до твоей рецензии никогда эти две вещи я не сопоставляла.
Написана "Мёртвая зона" при этом замечательно, очень в хорошем смысле фактурно, главный герой вызывает сочувствие, продуманные и детально описанные сцены поражают достоверностью и в то же время производят всякий раз нужное художественное впечатление... Тем удивительней, что роман как целое разработан гораздо хуже. - ну, может быть и так. Надо перечитать, пожалуй)
Но в любом случае не думаю, что мнение изменится сильно: вещь эта у Кинга очень нравится и мне она кажется вполне удачной, просто немного потёрлась в памяти и уже сложновато вспомнить детали.
А вот насчёт "Противостояния" - ну это же один и тот же социально-политический контекст (правда, Флэгг и Стиллсон как бы по разным сторонам этого социального противостояния. но в обоих случаях эти стороны весьма легко меняются), та же тема божественного повеления (хотя, конечно. это вообще главная тема Кинга). "Мёртвая зона" при этом, конечно, более камерный вариант этой темы.
Про перекликание произведений... Может быть. Не знаю, что и ответить.) Для меня это очень разные вещи, но повторюсь, что "Зону" читала давно и, может быть, чего-то не заметила или забыла.
"Мёртвая зона" при этом, конечно, более камерный вариант этой темы. - знаешь, а вот подумалось, что если бы Стиллсон таки бы стал президентом - вполне могло бы быть и "Противостояние".) По своей разрушительной силе Флэгг и Стиллсон, наверное, могут быть сравнимы между собой... Но для меня разве что только по этому признаку.
ну мне показалось, что он скомкан как раз сильно. Может, я неправ. - имхо, дело вкуса. Наверное, такие вещи в принципе не так уж и просто оценивать до конца объективно. Кого уж и как что цепляет.
Мне вот, признаться, по-началу было жалко, что он его не дострели и даже никак серьёзно не ранил