Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Я окончательно побил прошлогодний результат по посещению театров и сходил в театр им. Вахтангова на "Отелло" в постановке Анжелики Холиной. Должен сказать, мне понравилось больше, чем я ожидал.
На афише это обозначено как "хореографический спектакль", вероятно, потому, что актёры, занятые в нём, не профессиональные балеруны (и, соответственно, антраша и прочих сложных фигур особо не показывают). но на мой непрофессиональный взгляд это, по сути, как раз балет. Либретто следует шекспировскому сюжету, хотя и разумно сокращённому - так, постановка открывается плаванием к Кипру, таким образом оставив буквально за бортом конфликт с отцом Дездемоны и расовый аспект истории. Судя по приведенным на сайте театра словам Анжелики Холиной, да и по хронометражу отдельных сцен (о чём ниже), постановка задумывалась как история о любви, о сильных чувствах, разрушивших самоё себя, но в моём восприятии на первое место вышел Яго. Если Дездемона и Отелло показались мне очень простыми и как бы застывшими в своих характеристиках (нельзя сказать. чтоб это не соответствовало пьесе), то Яго, напротив, очень подвижен в своих переживаниях. Его мотивы без знаменитого диалога оказываются не столь ясными и однозначными - повод для интриги, понятно, повышение Кассио, но что за чувства и мысли за этим стоят?.. - а его финал, в противовес пьесе, занимает в постановке центральное место как структурно. так и в эмоциональном плане. Возможно я - тут явно велика доля субъективности - посмотрел историю человека, из раздражения и обиды уничтожившего нечто чистое, доброе и прекрасное в мире - и тем самым совершенно истребивший всё это и в самом себе.
Роль Яго прекрасно исполнил Виктор Добронравов; его Яго очень подвижен и зачастую печален, образ сильный, несмотря на его непривычность. Монолитно-мощного Отелло и воздушно-легковесную Дездемону сыграли Григорий Антипенко и Ольга Лерман соответственно; у меня есть вопросы к подаче их персонажей, но никак не к актёрам.
Сценография проста и элегантна - над сценой подвешена (дважды она, впрочем, опускается) эдакая люстра-клетка, отчасти задрапированная тканью, которую освещают по ходу действия с разных сторон и углов, что оставляет на самой сцене разнообразные и достаточно эффектные тени. Вообще освещение, как мне показалось, играет в "Отелло" большую роль.
В хореографическом плане и просто в смысле художественной выразительности мне больше всего понравились массовые сцены - битва с турками в особенности, очень динамичное и запоминающееся зрелище, одновременно красиво-условное и передающее реальное напряжение сражения. Кроме того, очень хороша сцена, в которой Яго похищает платок Дездемоны. Впрочем, хореография на высоком уровне во всем спектакле. А вот его структура небезупречна. Как я уже отметил, подчеркнуть центральную роль Отелло и Дездемоны призвана, кроме всего прочего, длина посвященных им сцен - но я также упомянул, что персонажи эти несложные, несложна и выражающая их хореография; в итоге что утешение мавра, что тоска и агония Дездемоны оказываются очень однообразными и кажутся безбожно затянутыми.
Тем не менее, общее впечатление это портит незначительно. Если у вас будет возможность посмотреть "Отелло" Холиной - советую её не упускать. Достойное зрелище.
На афише это обозначено как "хореографический спектакль", вероятно, потому, что актёры, занятые в нём, не профессиональные балеруны (и, соответственно, антраша и прочих сложных фигур особо не показывают). но на мой непрофессиональный взгляд это, по сути, как раз балет. Либретто следует шекспировскому сюжету, хотя и разумно сокращённому - так, постановка открывается плаванием к Кипру, таким образом оставив буквально за бортом конфликт с отцом Дездемоны и расовый аспект истории. Судя по приведенным на сайте театра словам Анжелики Холиной, да и по хронометражу отдельных сцен (о чём ниже), постановка задумывалась как история о любви, о сильных чувствах, разрушивших самоё себя, но в моём восприятии на первое место вышел Яго. Если Дездемона и Отелло показались мне очень простыми и как бы застывшими в своих характеристиках (нельзя сказать. чтоб это не соответствовало пьесе), то Яго, напротив, очень подвижен в своих переживаниях. Его мотивы без знаменитого диалога оказываются не столь ясными и однозначными - повод для интриги, понятно, повышение Кассио, но что за чувства и мысли за этим стоят?.. - а его финал, в противовес пьесе, занимает в постановке центральное место как структурно. так и в эмоциональном плане. Возможно я - тут явно велика доля субъективности - посмотрел историю человека, из раздражения и обиды уничтожившего нечто чистое, доброе и прекрасное в мире - и тем самым совершенно истребивший всё это и в самом себе.
Роль Яго прекрасно исполнил Виктор Добронравов; его Яго очень подвижен и зачастую печален, образ сильный, несмотря на его непривычность. Монолитно-мощного Отелло и воздушно-легковесную Дездемону сыграли Григорий Антипенко и Ольга Лерман соответственно; у меня есть вопросы к подаче их персонажей, но никак не к актёрам.
Сценография проста и элегантна - над сценой подвешена (дважды она, впрочем, опускается) эдакая люстра-клетка, отчасти задрапированная тканью, которую освещают по ходу действия с разных сторон и углов, что оставляет на самой сцене разнообразные и достаточно эффектные тени. Вообще освещение, как мне показалось, играет в "Отелло" большую роль.
В хореографическом плане и просто в смысле художественной выразительности мне больше всего понравились массовые сцены - битва с турками в особенности, очень динамичное и запоминающееся зрелище, одновременно красиво-условное и передающее реальное напряжение сражения. Кроме того, очень хороша сцена, в которой Яго похищает платок Дездемоны. Впрочем, хореография на высоком уровне во всем спектакле. А вот его структура небезупречна. Как я уже отметил, подчеркнуть центральную роль Отелло и Дездемоны призвана, кроме всего прочего, длина посвященных им сцен - но я также упомянул, что персонажи эти несложные, несложна и выражающая их хореография; в итоге что утешение мавра, что тоска и агония Дездемоны оказываются очень однообразными и кажутся безбожно затянутыми.
Тем не менее, общее впечатление это портит незначительно. Если у вас будет возможность посмотреть "Отелло" Холиной - советую её не упускать. Достойное зрелище.