Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
О где же ты сейчас, ты нужен нам
Чтоб свет добра нести измученным сердцам
Ты натиск злого властелина отрази
Приди, о ХУЙ, и силы тьмы срази
Ты восстань для нас из бездны
Хуй в борьбе небесполезный
Как небесная стрела
Ты пронзай адептов зла!!!!!
Мясокомбинат №1 Имени Путина, "Изумрудный Хуй"
Чтоб свет добра нести измученным сердцам
Ты натиск злого властелина отрази
Приди, о ХУЙ, и силы тьмы срази
Ты восстань для нас из бездны
Хуй в борьбе небесполезный
Как небесная стрела
Ты пронзай адептов зла!!!!!
Мясокомбинат №1 Имени Путина, "Изумрудный Хуй"
Меня тут навели на размышления о фаллических символах в культуре и религии. А я, как обычно, не могу эти размышления не выставить на всеобщее обозрение.
Во-первых, совершенно справедливо замечают, что определить и опознать фаллические символы - само по себе есть задача нетривиальная. Продолговатых вытянутых предметов очень, очень много - в том числе и просто в природе, откуда могут заимствоваться очертания, не говоря про то, что часто эта форма необходима функционально. При желании эти самые символы можно увидеть почти повсюду, и выбор "настоящих" - дело, во многом, произвола.
Во-вторых, в связи с первым, в некоторых, частных или довольно распространенных случаях, мы можем засвидетельствовать связь какого-то предмета специфической формы именно с фаллическим культом. Возьмём хрестоматийный пример со скипетром и его прародительницей - булавой. Безусловно, они часто несли в себе соответствующую символику, подчас в довольно явной форме, и особенно как символы власти.Однако я не уверен, что тут начально, а что вторично. Форма булавы обусловлена её функцией - и это самая примитивная и ранняя форма оружия - дубинка или палка с приделанным к ней грузом (вспомним хотя бы классическую сцену "Космической одиссеи 2001", где, по сути, изобретается пра-булава). Так вот, первое эффективное орудие убийства стало, вполне логично, символом власти, а потом, в силу формы, параллельного развития религии и каких-то ещё ассоциаций оказалось связано с соответствующим органом, или же, именно подметив сходство с этим органом, люди решили использовать данное оружие как символ? Вопрос о началах - конечно, вопрос без ответа. А таких вопросов можно задать много.
В-третьих, вопрос об универсальности этого культа ставится под сомнение хоть бы многоуважаемым господином Малиновским, утверждавшим, как мы помним, что аборигены Меланезии не знают о связи секса и деторождения (его опровергли окончательно или всё-таки нет?). Это лишь пример, но показательный. Идея связи пениса и плодородия не настолько очевидна, чтоб принимать его как универсальный символ плодородия без сомнений и оговорок.
Всё это - к тому, что фаллический культ, как и небесный бог или мана, - не универсальное понятие, объясняющее всё и вся, которое надо обнаруживать где ни попадя. Но он, бесспорно, реален и имел (да и имеет) значение немалое. А это означает, что всё-так потенциал у этого символа большой. От почитания его как такового и в самых непосредственных смыслах до эзотерических и высокодуховных интерпретаций шиваизма и шактизма - очень неплохой разброс.Во-первых, совершенно справедливо замечают, что определить и опознать фаллические символы - само по себе есть задача нетривиальная. Продолговатых вытянутых предметов очень, очень много - в том числе и просто в природе, откуда могут заимствоваться очертания, не говоря про то, что часто эта форма необходима функционально. При желании эти самые символы можно увидеть почти повсюду, и выбор "настоящих" - дело, во многом, произвола.
Во-вторых, в связи с первым, в некоторых, частных или довольно распространенных случаях, мы можем засвидетельствовать связь какого-то предмета специфической формы именно с фаллическим культом. Возьмём хрестоматийный пример со скипетром и его прародительницей - булавой. Безусловно, они часто несли в себе соответствующую символику, подчас в довольно явной форме, и особенно как символы власти.Однако я не уверен, что тут начально, а что вторично. Форма булавы обусловлена её функцией - и это самая примитивная и ранняя форма оружия - дубинка или палка с приделанным к ней грузом (вспомним хотя бы классическую сцену "Космической одиссеи 2001", где, по сути, изобретается пра-булава). Так вот, первое эффективное орудие убийства стало, вполне логично, символом власти, а потом, в силу формы, параллельного развития религии и каких-то ещё ассоциаций оказалось связано с соответствующим органом, или же, именно подметив сходство с этим органом, люди решили использовать данное оружие как символ? Вопрос о началах - конечно, вопрос без ответа. А таких вопросов можно задать много.
В-третьих, вопрос об универсальности этого культа ставится под сомнение хоть бы многоуважаемым господином Малиновским, утверждавшим, как мы помним, что аборигены Меланезии не знают о связи секса и деторождения (его опровергли окончательно или всё-таки нет?). Это лишь пример, но показательный. Идея связи пениса и плодородия не настолько очевидна, чтоб принимать его как универсальный символ плодородия без сомнений и оговорок.
Итак, прежде всего, фаллос есть то, что он есть, и не будем об этом забывать. В теле человека - и в целом-то микрокосме - этот орган особенно заметен: он отличает один пол от другого, он проявляет удивительные свойства и живёт почти своей жизнью. Кроме того, он дарит немалое удовольствие. Достаточно, чтоб привлечь к себе особое внимание.
Во-вторых, тесно связанное с первым, он делает детей. Учитывая, что доминирующим представлением по меньшей мере до Нового Времени было, что зачатие производится исключительно мужчиной (при этом, парадоксальным образом, бесплодие всегда было виной женщины - впрочем, каменистое поле логичнее обвинить в неурожае, чем посеянную пшеницу). Это уже наделяет фаллос огромным значением, но он также и становится самым очевидным символом и воплощением (не будем забывать, что в мифологическом сознании символ не отличается от того, что он символизирует) активной. производящей, оживляющей силы в принципе. Наиболее известный пример - конечно, энергия Ян в Китае (а единственное известное мне исключение - пара Шивы и Шакти в шактизме).
В-третьих, как я уже указал, этот орган отличает мужчину от женщины. А мужчина - это тот, кто обладает властью и главенством. Поэтому у фаллоса есть и социальный аспект. Это принадлежность и источник власти. Вспомним Урана, узурпация трона которого произошла именно посредством лишения мужского достоинства, например. Патриархальное общество так или иначе сакрализует любую принадлежность мужчины, тем более - основную.
В-четвертых, не стоит забывать, что гендерное - всегда парное. Оплодотворяющая сила важна не только сама по себе, и фаллос не самодостаточен - но он является необходимым дополнением к лону Великой Богини (обозначим этим боле-менее общеупотребительным термином). Это как раз ярче всего видно на примере шактизма - преимущественное положение женственного не мешает широчайшему почитанию лингамов. Тогда как кочевые и скотоводческие народы восхищаются конями и быками с их грандиозными пенисами, оседлые земледельцы больше внимания уделяют Матери-Земле - но и фаллические культы не отмирают, ибо каждой Матери нужен Отец.
В-пятых же нужно упомянуть про аналогии фаллоса с самыми разнообразными предметами окружающего мира, которые мы обсудили в начале разговора. Да. возможно, далеко не все они связаны с фаллическим культом и из него происходят - но обратная связь весьма вероятна. Фаллос напоминает и оружие, и Ось Мира и мало ли что ещё... Возможно, их начали почитать раньше, но это не значит, что их не почитали и вместе.
Разумеется, все эти факторы работают в реальности, скорее всего, более-менее в сумме: верховный бог - скорее всего, супруг Великой Богини, отец множества отпрысков, покровитель быков и коней, часто в них воплощающийся, а заодно и обладатель дубинки или какой-то ёе модификации. В этом легко убедиться самостоятельно. И у него, скорее всего, имеются те или иные фаллические символы и соответствующие элементы культа - но их важность и откровенность, а также интерпретации, уже сильно зависят от конкретной культуры.
Конечно, всё это действительно только для нормальной архаической религии и её непосредственных преемниц, а не авраамических религий и тому подобного. Храмы Шивы, фестиваль Хонэн мацури в Японии (одна знакомая крайне удивила меня, назвав этот яркий и красивый обычай "шокирующим и ненормальным" и на этом основании осудив японцев) и забавные игрушки, кажется, ещё где-то народные умельцы изготавливают, с пенисом на веревочке - проявления фаллического культа достаточно разнообразны и вполне реальны по сей день.