Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
— А злой волшебник Хухур достал иликрическую пилу и стал, весело хохоча, отпиливать ему ногу
и отпилил ее три раза! Воистину!.. — вдохновенно гундосил Аркашка.
— Боже мой!.. Ногу три раза отпилили... — стонала мама.
— А потом, — продолжал Аркашка, — он вонзил в его руку лазерную палицу, обмазанную смертным ядом,
и стал ее медленно пириварачивать, чтобы тот больнее обстрадался...
Владимир Елистратов, "Аркашка"
Прочитал "Трилогию близнецов" ("Толстая тетрадь", "Доказательство" и "Третья ложь") Аготы Кристоф. Мне её порекомендовал человек, вкусы которого я вообще-то очень уважаю, так что что немного неудобно это писать, но я не смог изменить собственное мнение...
Это история про близнецов (или нет; Кристоф пытается подпустить в этом смысле туману), начинающаяся их детством во время Второй Мировой и далее описывающая всю их жизнь. В первой части мы встречаем следующих персонажей: их бабушку, которая отравила когда-то мужа; девочку, которая совокупляется с кобелём; кюре, который платил этой девочке деньги, чтоб её пощупать; немецкого офицера - педераста и мазохиста; партийца коммуниста - тоже гея... Половина из них тут же и умирает. Дальнейших инцестуальных ублюдков, убийства под воздействием алкоголя и прочие детали сюжета я не буду описывать, вы и сами, надеюсь, уловили его суть. Нормальных людей в этой трилогии нет, ничего, кроме преступлений и ужасающих трагедий, не происходит. Когда случается внезапный поворот в третьей части ненадолго кажется, что это нелепое нагромождение ужасов получило адекватное объяснение, но только кажется: убийства и инцест никуда не деваются, просто Кристоф, очевидно, больше не может придумывать новых шокирующих деталей, так что вместо этого впечатляет читателя, не давая ему понять, что в её романе происходит.
На середине первой части мне стало смешно. На середине второй - скучно. Я не в первый раз читаю плохую книгу, построенную на штампах, но большинство из них (по крайней мере, тех, что попадались мне) написаны в, скажем так, развлекательных жанрах - это фэнтези или любовные романы. "Толстая тетрадь" - абсолютно такой же explotation, переполненный неумеренно используемыми клише, только в области, что называется, серьёзной литературы. Тут надо заметить, что я вовсе не обвиняю ни Аготу Кристоф, ни подобных ей графоманов в осознанном производстве халтуры ради наживы - полагаю, значительная часть их произведений (вероятно, и это тоже) порождены искренним желанием написать книгу в любимом стиле и жанре, наложившимся на полное отсутствие таланта и вкуса. Несколько отстранённое повествование, разрушение табу, экзистенциальный ужас - все эти характерные черты "большой литературы" второй половины века Кристоф старательно копирует, не очень-то понимая, что с ними делать, и явно искренне полагая, что чем больше - тем лучше. Есть немало авторов, описывающих уродов и девиантов, рисующих жизнь в мрачных красках и рассказывающих об ужасных вещах, одни (как Голдинг и Маруо) мне весьма нравятся, другие (как Достоевский и фон Триер) - нет, но никогда я не встречал в этом стиле никого столь беспомощного, как Агота Кристоф.
Написана трилогия практически без описания мыслей и чувств персонажей, что, вероятно, должно заставить читателя глубже переживать их внутренне, но на самом деле так сильнее бросается в глаза явный недостаток мотивации во многих сценах. Диалоги большей частью очень неестественны, причём если в случае близнецов это может быть речевой характеристикой, до в остальных - ничем не объяснимо. В "Третьей лжи" довольно тщательное сопоставление сюжетных деталей с фактами из предыдущих частей почти впечатляет, пока не осознаёшь, что смысла в книге всё ещё нет, и в этих аналогиях - тоже.
Коротко говоря, "Толстая тетрадь" - это макулатура.
п.с. Тонны восторженных отзывов от девочек по всему интернету озадачили.
laurelgray.livejournal.com
С другой стороны, "Раскрашенная птица" тоже образчик жанра, но что-то в ней сделано правильно, гм, с любовью, а потому доставляет (как и должно).
ок, посмотрим)