Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Вот, наконец, и "Пятница, 13-е: Джейсон жив", первое моё знакомство с Джейсоном, личный эталон, кусочек ностальгии... Ах, чудно, чудно.
Итак, Томми, ведомый навязчивой идеей (очевидно, последние секунд тридцать предыдущей части вырезаны из официального сторилайна - и резонно, иначе портилась бы интрига), хочет своими глазами увидеть труп Джейсона; вопреки сказанному в пятой части о кремации, в могиле труп имеется - а после гальванизирования случайной молнией он ещё и оживает - точно как в кошмарном сне самого Томми в "Новом начале" (кстати, должен отметить, что именно эта сцена была удачной и в тот раз вышла эффектнее). Томми бежит к шерифу, чтоб предупредить об опасности, но, странное дело, тот не слушает показаний стоящего на учёте в психдиспансере юноши о восставшем из мёртвых убийце. Зато шерифова дочка Меган, к тому же работающая вожатой в очередной раз заново открытом детском лагере (что им, мёдом там намазано?!), очарована симпатичным сверстником и потому прислушивается к его словам. А живой труп Джейсон медленно продвигается к лагерю, убивая на своём пути встречных и поперечных...
Стилистически фильм не то чтоб самопародия или чёрная комедия, но некоторый элемент иронического обыгрывания стереотипов сериала и слэшеров в целом, а равно и чёрного юмора, вообще важной составляющей ужастиков, тут присутствует. Но, как я уже замечал ранее, похоже, слэшерам излишняя глубина или серьёзность и не показаны - а ироничные смерти рельефно обозначенных, хоть и слабо прописанных персонажей идут отлично. Восстав из мёртвых, Джейсон окончательно обрёл достойную маньяка неторопливость, которая позволила построить несколько очень эффектных мизансцен.
Кстати, раз мы говорим об интересных мизансценах, я хочу разобрать одну из сцен фильма, во-первых, чтоб похвалить Тома Маклафлина, а во-вторых, чтоб указать, как, по-моему, вообще должны работать ужастики. Воспитательница приходит в корпус к девочкам, где одна из них закричала, напуганная кошмарным сном (?). Пока девушка её успокаивает, в окне появляется Джейсон, вне поля зрения обеих. Убаюкав ребёнка, воспитательница идёт к выходу (корпус - вытянутый прямоугольник), и за ней в окнах, отстающим ровно на шаг, мы видим Джейсона; теперь, при повторном просмотре, я поразился, насколько эта сцена короткая - из-за напряжения она запомнилась мне почти бесконечной. Когда пугающая музыка достигает своего пика, девушка открывает дверь, выходит - и ничего не случается. Но она вдруг пугается обступивших лагерь тёмных деревьев, почти бегом направляется к корпусу вожатых (мы обращаем внимание, что дверь туда открыта и мучительно пытаемся вспомнить, закрывала ли она её, уходя). Девушка входит, зовёт коллег - ответа нет; оглядывается по сторонам (тут тревожная музыка возвращается вновь, постепенно набирая громкость и темп), идёт к двери, которую только что закрыла... Вдруг дверь с грохотом распахивается ей в лицо - и это лишь резкий порыв ветра. С облегчённым вздохом (к нему присоединяются зрители) вожатая притворяет дверь, начинает отворачиваться... Вдруг за дверью раздаётся какой-то шум; девушка открывает - и оказывается лицом к лицу с Джейсоном. Тот в мгновение ока заталкивает её внутрь. Общий план корпуса, истошный крик. Крупный план окна, на него резко выплёскивается струя крови. Прекрасно простроенная сцена, дающая зрителю максимум связанных со слэшером эмоций.
Как я уже сказал, персонажи тут лишены глубины и в ней не нуждаются. Но всё-таки коротко о них скажем. Томми - не столь рельефный псих, как в предыдущем фильме, тут он скорее играет роль Единственного Парня, Который Знал Что Делать, и его детская травма вообще не акцентируется. Шериф, разумеется, это Бесполезный Недоверчивый Представитель Власти - и его отрицательность, тупость и раздражительность несколько преувеличены (полагаю. только так можно было замаскировать, что по сути реакция на поведение Томми у него реалистическая и здравая). Меган - редкий пример выжившей героини слэшера, к которой зритель не испытывает симпатии - избалованная дура, назло отцу водящаяся с потенциально опасным психом, довольно глупо рисующаяся перед Томми и предельно идиотически ведущая себя при встрече с маньяком. Сам Джейсон в качестве абсолютно иррациональной силы, вроде бы и несущей месть из могилы, а вроде как и убивающей совершенно бессмысленно и безэмоционально, кажется мне квинтэссенцией жанра. Кстати, отрадно, что в детском лагере наконец-то есть дети, и теперь то, что они выживают, не раздражает - Джейсону ведь и не положено их убивать (в отличие от, скажем, Фредди, который преследовал лишь старших подростков с удивительной для занменитого садиста-педофила настойчивостью).
Особо следует отметить саундтрек - привычные дисгармоничные ноты и скрипичные запилы Гарри Манфредини разбавляет сам Элис Купер, и его песни очень зажигательны. Отлично идут и к сценам ночной автомобилльной погни, и к жизнерадостному (предсмертному, ясное дело) сексу в трейлере.
Возможно, частично в этом виновата ностальгия, я готов это признать, но "Джейсон жив" всё-таки весьма качественный хоррор, стоящий просмотра, а для серии важен наравне с первым и третьим фильмами.

@музыка: Alice Cooper - He’s Back (The Man Behind the Mask)

@темы: расчленёнка, нежить немёртвая, важнейшим из искусств..., весна печали нашей, ужас замка Морисвилль