Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Сейчас меня распнут, заклеймят позором и засмеют, и за дело. Но я - признаюсь! - до сих пор не смотрел "Техасскую резню бензопилой". Вот сегодня сподобился. Разумеется, речь идёт о классике Тоба Хупера, а не о римейке.
Стивен Кинг указывал, что ужасы - едва ли не самый чуткий к социальным проблемам жанр, они - осознают это их авторы или нет, - особенно часто отражают проблемы и кризисы, которые актуальны для общества на момент съёмок. И, конечно, всего заметнее это было в семидесятые, когда социальный подтекст был чем-то общеобязательным, и Штаты кипели, как осиное гнездо. Именно это мы видим и в "Техасской резне бензопилой". Во время титров звучит новостная сводка, говорящая о вспышках насилия, катастрофах и убийствах - это новости агонизирующей страны, это почти что трубы Судного Дня. А в Техасе между тем неизвестные оскверняют могилы. похищая части трупов. Наши герои отправляются туда, чтоб проверить, в порядке ли могила деда двоих из них. Кто эти молодые люди и в каких они отношениях друг с другом для нас так и остаётся загадкой. Не хиппи, но, очевидно, безработные, достаточно беспечные, чтоб взять в машину голосующего у обочины человека, явно страдающего от психического расстройства или наркотической зависимости... За исключением крайне инфантильного инвалида с эмоциональной зрелостью пятилетнего ребёнка они - очень среднестатистические; но каким-то образом это не делает фильм хуже. Подобно тому, как в порно мужчина должен быть максимально невыразительным, чтоб зрителю проще было вообразить на его месте себя, в "Техасской резне..." неопределённость образов персонажей способствует чисто физиологической идентификации с ними. Индивидуальные черты героев не стоят между зрителем и мясницким крюком, он не сопереживает конкретной славной девушке, но (потому что, при всём сказанном, Тоб Хупер снимает отлично) зато его внимание целиком сосредотачивается на том, каково это, должно быть, когда метал входит под рёбра... Однако мы отвлеклись, а ведь вместе с автостопщиком-психопатом в историю вернулся социальный контекст: парень увлечённо рассказывает, как на бойне забивали коров кувалдой, а затем с сожалением сообщает, что теперь внедрили более гуманную (и эффективную) технологию, и это плохо - многие люди лишились работы... И это не случайные сведения, поскольку вскоре молодые люди набредут на дом, хозяева которого явно потеряли работу на бойне... и скучают.
Типичный маньяк из слэшера, даже если в сюжете нет ничего мистического, в сущности фигура несколько потусторонняя - движущийся медленно, но всегда настигающий жертву, почти неубиваемый и будто лишённый всех человеческих качеств... Кожаное Лицо - совсем иной тип; это достоверный человек-психопат - сквозь дыры-глазницы его маски видны человеческие глаза, он оказывается в замешательстве, он боится отца, он приходит в буйство... Это, в сущности, огромный, одержимый жаждой убийства ребёнок, умственно отсталый с искалеченной психикой. И это - по-настоящему жутко. Кстати, поскольку "У холмов есть глаза" вышел тремя годами позже - является ли "Техасская резня бензопилой" первым фильмом про монструозную семью?..
Тоб Хупер смело отказывается от саспенса как главного выразительного средства фильмов ужасов, а там, где таковой есть, он не нагнетается навязчиво. В фильме всего одна погоня - правда, кажущаяся бесконечной. хоть едва ли длится больше пяти минут. Вместо этого "Техасская резня..." использует, во-первых, физиологический ужас (при этом не скатываясь в безвкусицу и показывая в кадре совсем мало крови - деловитая подготовка к разделке человека не менее эффектна, чем сам процесс), а во-вторых - эффект неожиданности, неожиданности настоящей, не подготовленной качающимися тенями и страшной музыкой, внезапной как смерть от удара кувалды; зритель не готов к такому, не готов к недостатку кинематографичности, и это шокирует.
Вообще Хупер часто оказывается ближе к натурализму, чем принято. Мэрилин Бёрнс, замечательно исполнившая главную женскую роль, не визжит театрально, как обычные "королевы крика", а истерически вопит и рыдает от ужаса и отчаяния, и ясно видно, что её героиню в самом лучшем случае ждёт полдюжины лет напряжённой психотерапии после пережитого.
Судя по информации, которую я смог найти, ни оператор Дэниел Перл, ни монтажёры Ларри Кэррол и Сэлльи Ричардсон не получили за свою работу в этом фильме никаких наград, и это явственно доказывает дискриминацию подобных жанровых картин. Потому что операторская работа и монтаж в "Техасской резне бензопилой" идеальны. Я готов настаивать на этом - это один из самых классно снятых фильмов, что я видел. Построение кадра, движение камеры, ритм монтажа - в каждый конкретный момент они идеально отвечают настроению и сути сцены. Помимо того, как она снята, "Резня..." была бы просто интересным слэшером; оператор и монтажёры сделали фильм великолепным и требующим просмотра.
В общем, господа, дамы, не будьте как я - посмотрите "Техасскую резню бензопилой" Тоба Хупера при первой же возможности. Если, конечно, у вас нервы в порядке.
Стивен Кинг указывал, что ужасы - едва ли не самый чуткий к социальным проблемам жанр, они - осознают это их авторы или нет, - особенно часто отражают проблемы и кризисы, которые актуальны для общества на момент съёмок. И, конечно, всего заметнее это было в семидесятые, когда социальный подтекст был чем-то общеобязательным, и Штаты кипели, как осиное гнездо. Именно это мы видим и в "Техасской резне бензопилой". Во время титров звучит новостная сводка, говорящая о вспышках насилия, катастрофах и убийствах - это новости агонизирующей страны, это почти что трубы Судного Дня. А в Техасе между тем неизвестные оскверняют могилы. похищая части трупов. Наши герои отправляются туда, чтоб проверить, в порядке ли могила деда двоих из них. Кто эти молодые люди и в каких они отношениях друг с другом для нас так и остаётся загадкой. Не хиппи, но, очевидно, безработные, достаточно беспечные, чтоб взять в машину голосующего у обочины человека, явно страдающего от психического расстройства или наркотической зависимости... За исключением крайне инфантильного инвалида с эмоциональной зрелостью пятилетнего ребёнка они - очень среднестатистические; но каким-то образом это не делает фильм хуже. Подобно тому, как в порно мужчина должен быть максимально невыразительным, чтоб зрителю проще было вообразить на его месте себя, в "Техасской резне..." неопределённость образов персонажей способствует чисто физиологической идентификации с ними. Индивидуальные черты героев не стоят между зрителем и мясницким крюком, он не сопереживает конкретной славной девушке, но (потому что, при всём сказанном, Тоб Хупер снимает отлично) зато его внимание целиком сосредотачивается на том, каково это, должно быть, когда метал входит под рёбра... Однако мы отвлеклись, а ведь вместе с автостопщиком-психопатом в историю вернулся социальный контекст: парень увлечённо рассказывает, как на бойне забивали коров кувалдой, а затем с сожалением сообщает, что теперь внедрили более гуманную (и эффективную) технологию, и это плохо - многие люди лишились работы... И это не случайные сведения, поскольку вскоре молодые люди набредут на дом, хозяева которого явно потеряли работу на бойне... и скучают.
Типичный маньяк из слэшера, даже если в сюжете нет ничего мистического, в сущности фигура несколько потусторонняя - движущийся медленно, но всегда настигающий жертву, почти неубиваемый и будто лишённый всех человеческих качеств... Кожаное Лицо - совсем иной тип; это достоверный человек-психопат - сквозь дыры-глазницы его маски видны человеческие глаза, он оказывается в замешательстве, он боится отца, он приходит в буйство... Это, в сущности, огромный, одержимый жаждой убийства ребёнок, умственно отсталый с искалеченной психикой. И это - по-настоящему жутко. Кстати, поскольку "У холмов есть глаза" вышел тремя годами позже - является ли "Техасская резня бензопилой" первым фильмом про монструозную семью?..
Тоб Хупер смело отказывается от саспенса как главного выразительного средства фильмов ужасов, а там, где таковой есть, он не нагнетается навязчиво. В фильме всего одна погоня - правда, кажущаяся бесконечной. хоть едва ли длится больше пяти минут. Вместо этого "Техасская резня..." использует, во-первых, физиологический ужас (при этом не скатываясь в безвкусицу и показывая в кадре совсем мало крови - деловитая подготовка к разделке человека не менее эффектна, чем сам процесс), а во-вторых - эффект неожиданности, неожиданности настоящей, не подготовленной качающимися тенями и страшной музыкой, внезапной как смерть от удара кувалды; зритель не готов к такому, не готов к недостатку кинематографичности, и это шокирует.
Вообще Хупер часто оказывается ближе к натурализму, чем принято. Мэрилин Бёрнс, замечательно исполнившая главную женскую роль, не визжит театрально, как обычные "королевы крика", а истерически вопит и рыдает от ужаса и отчаяния, и ясно видно, что её героиню в самом лучшем случае ждёт полдюжины лет напряжённой психотерапии после пережитого.
Судя по информации, которую я смог найти, ни оператор Дэниел Перл, ни монтажёры Ларри Кэррол и Сэлльи Ричардсон не получили за свою работу в этом фильме никаких наград, и это явственно доказывает дискриминацию подобных жанровых картин. Потому что операторская работа и монтаж в "Техасской резне бензопилой" идеальны. Я готов настаивать на этом - это один из самых классно снятых фильмов, что я видел. Построение кадра, движение камеры, ритм монтажа - в каждый конкретный момент они идеально отвечают настроению и сути сцены. Помимо того, как она снята, "Резня..." была бы просто интересным слэшером; оператор и монтажёры сделали фильм великолепным и требующим просмотра.
В общем, господа, дамы, не будьте как я - посмотрите "Техасскую резню бензопилой" Тоба Хупера при первой же возможности. Если, конечно, у вас нервы в порядке.