Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Возвращаемся к сборнику фильмов с Лугоши. Следующий в очереди, "Дочь Дракулы" Ламберта Хиллера, примечателен тем, что Бела Лугоши там не снимался. Да, это продолжение фильма с его участием, и он даже подписал контракт на съёмки, но в итоговом сценарии Дракула - и, соответственно, Лугоши - отсутствует. Впрочем. отставим в сторону бессовестность отечественных прокатчиков и поговорим о самой картине.
Приступая к просмотру "Дочери Дракулы" я не ожидал ничего хорошего - то есть ожидал увидеть типичный сиквел блокбастера с менее ярким актёрским составом, способный лишь эксплуатировать громкое имя предшественника. Я ошибся - фактически, "Дочь Дракулы" лучше, чем сам "Дракула" Броунинга. Если оригинальный фильм мог похвастаться лишь харизмой и выразительностью трёх актёров, только частично компенсирующей плоский и скучный сценарий и невыразительную манеру съемок, то "Дочь Дракулы" - полноценное кино с продуманным сюжетом и собственной эстетикой.
Итак, фильм начинается буквально там же, где заканчивается "Дракула": пара полицейских, услышав шум в руинах Карфакского аббатства, находит труп Рэнфилда, а затем и ван Хельсинга, удовлетворённо вытирающего руки после того, как воткнул Дракуле кол в сердце. Естественно, учёного-вампироборца арестовывают, тем более, что он охотно сознаётся, что прикончил графа, хоть и настаивает, что речь идёт о нежити, и это благодеяние, а не преступление. Пока профессором занимается удивительно доброжелательный к нему инспектор Скотленд-Ярда, который явно предпочёл бы не признавать ван Хельсинга ни виновным, ни невменяемым, но тот буквально не даёт ему такой возможности, в полицейский участок, куда принесли тела, проникает мистическая женщина и с помощью внушения забирает труп Дракулы. Она сжигает его и посыпает солью в надежде, что этот ритуал окончательно уничтожит вампира и освободит от проклятия её саму... Следующим вечером графиня Залеска просыпается, полная надежд, но её мрачный слуга Шандор настаивает, что своей природы ей изменить не дано - и это так. Жажда овладевает вампиршей, к её глубочайшему отчаянию. Тем временем в Лондон вызывают доктора Гарта, психиатра и ученика ван Хельсинга, - последний надеется, что доктор удостоверит его адекватность, а так же, как прогрессивный учёный, подтвердит, что нельзя догматически отрицать существование вампиров. Гарт, однако, колеблется. А на светском приёме он знакомится с иностранной художницей, графиней Марьей Залеской, которая чрезвычайно заинтересована его утверждением. что современная психиатрия способна излечить любую манию и зависимость...
В сюжете есть несколько мелких натяжек (в первую очередь связанных с уж очень либеральным отношением к ван Хельсингу), но к ним можно скорее придраться специально а глаза они не мозолят; условности же, вроде опереточных жителей Трансильвании, вполне адекватны жанру. Зато тут есть настоящий конфликт - и, надо заметить, в 1936 году вампир, тяготящийся своей жаждой и извращённой пародией на жизнь ещё не был чем-то банальным. Сцена, в которой графиня играет на пианино и спорит с Шандором, прекрасно передаёт трагизм и ужас этого раздвоенного состояния. Нельзя не отметить также наличие внятных побочных линий, таких как полукомическая "ругательная" влюблённость Гарта и его помощницы или линия полицейского инспектора, упорно отказывающегося верить в вампиров, но помогающего главным героям. Все эти персонажи - живые и верибельные, а их диалоги довольно остроумны и лишены ходульности характерной для фантастики даже в пятидесятые.
Стоит, пожалуй, упомянуть интересную гендерную проблематику "Дочери Дракулы". Если в первом фильме Дракула явственно выступал как соблазнитель, а его жертвами были сплошь юные незамужние девушки, то Марья Залеска - не совсем "женщина-вамп", как можно было бы подумать. Повторюсь, она тяготится свей болезненной склонностью - и при этом, в сущности, выступает в значительной степени как жертва мужчин: Дракулы, сделавшего её вампиром, и, в первую очередь, Шандора - слуги, но слуги требовательного и более властного, чем его хозяйка; она зависима от мужчины и в освобождении от этой страсти. Все это весьма интересно коррелирует с явственно гомоэротической сценой "позирования", в которой сексуальный аспект вампиризма проявляется удивительно открыто для тридцатых годов - и по отношению к женщине... Как гласит слоган фильма - she gives you that weird feeling...
Глория Холжен, конечно, не может похвастаться магнетической харизмой Лугоши, но зато ей есть что играть, и играет она весьма достойно, не говоря о том, что это действительно красивая женщина. Красивый экранный дуэт Отто Крюгера и Маргарет Черчилль также не в чем упрекнуть. Ирвинг Пичел в роли Шандора чрезвычайно зловещ и отлично справляется с ролью, в сущности, главного антагониста фильма. Наконец, хороши и третьестепенные персонажи вроде инспектора в исполнении Бэзила Эмери или комических полицейских (своего рода английского издания кистоунских копов).
Качественные операторская работа и монтаж, отказ от смехотворных марионеточных летучих мышей и прочего слишком дешёвого антуража в пользу работы со светом и темпоритмом - всё это самым лучшим образом сказалось на облике "Дочери Дракулы". Это вполне достойное в чисто техническом плане кино, снятое по всем правилам.
В целом, если "Дракулу" стоит смотреть из-за его влияния на жанр, то "Дочь Дракулы" можно порекомендовать именно как фильм - а всем, кто интересуется темой вампиризма, рекомендую весьма настоятельно.

@темы: нежить немёртвая, важнейшим из искусств..., ужас замка Морисвилль, готишно