Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Посмотрел (ну, впервые с того возраста, для которого она предназначена, то есть лет с одиннадцати) "Битву титанов". Разумеется, я говорю о классике 1981 года с Лоуренсом Оливье в роли Зевса, а не об этом новоделе.
Итак, хотя формально всё это дело снято по мотивам греческих мифов, такого сюжета не знали ни Гомер, ни Гесиод. Точнее говоря, первая часть фильма вообще прямо построена на сюжете европейской сказки (кажется, Перро). Впрочем, судите сами. После того, как царь Аргоса бросает свою беременную дочь Данаю в эдаком древнегреческом гробу в море, Зевс (от которого, собственно, ребёночек) велит Посейдону доставитть гроб целым в какое-нибудь тихое место, а заодно выпустить Кракена (sic!), последнего из титанов, с тем чтоб в наказание за такую бесчеловечность уничтожить Аргос. Прошло 20 лет. Зевс покарал сына Фетиды, Корибанта, за его жестокое поведение (включая уничтожение расы крылатых коней, кроме единственного Пегаса), сделав его уродливым монстром. В отместку Фетида повлияла на покорных ей жрецов города Яффы и его принцессу - Андромеду, наречённую Корибанта, и перенесла во сне Персея (ведь "Зевс не поступил бы так со своим собственным сыном") туда же, в Яффу. Тут юноша знакомится со странноватым пожилым драматургом и узнаёт, что за руку Андромеды ведётся конкурс - любой желающий может попытаться отгадать загадку (каждый день новую) принцессы, при успехе становясь её мужем, а при неудаче будучи сожжённым заживо. Зевс велит богам прислать Персею дары: рубящий что угодно меч, отполированный щит и шлем-невидимку, и с их помощью, а также отловив и приручив Пегаса, юноша узнаёт, что во сне дух Андромеды улетает против своей воли на болота к Корибанту, который внушает ей очередную загадку. На следующий день Персей даёт на загадку ответ - кольцо Корибанта, бросая его под ноги Андромеде вместе с рукой. на которую оно надето. Все радуются. Однако объявляя помолвку Кассиопея, мать Ариадны, (и тут начинается хоть что-то древнегреческое) неосторожно ставит её выше богинь, включая Фетиду (в её собственном храме!), что даёт той повод просить у Зевса разрешения наслать Кракена на Яффу. Через месяц Кракен или получит Андромеду как жертву или сравняет с землёй весь город. Персей отправляется искать способ победить Кракена. У трёх грайй он узнаёт, что единственное действенное против Кракена оружие - взгляд Медузы Горгоны. Он отправляется на границу преисподней, где она (кстати, бывшая жрица Афины, согрешившая с Посейдоном прямо посреди её храма и за то наказанная) обитает, а в пути ему помогает механическая сова, сделанная Гефестом по образцу совы Афины и разговаривающая щелчками и свистом как R2D2. Преодолев немало трудностей, Персей получает голову, обращает Кракена в камень и спасает Ариадну. В финале Гера замечает, что это опасный прецедент: что, если все смертные станут столь отважны и целеустремленны? Зевс подтверждает: "Ну, тогда мы станем им не нужны. Но пока в мире достаточно трусости, праздности и алчности. Я запрещаю трогать Персея".
Боги - это, пожалуй, самое интересное, что есть в фильме. Они как раз довольно близки к мифологическим прототипам: капризны, безответственны, жестоки, мелочны и вечно ссорятся. Олимп - место примитивных склок, которые влияют на существование тысяч смертных. Весьма уместен образ большого шкафа, в котором расставлены статуэтки всех живущих - боги достают их, когда хотят что-то сделать со смертными, со своими игрушками. Интересно также, что пантеон представлен далеко не полностью и из богов мужского пола мы видим лишь пожилых Зевса и Посейдона. А богини выглядят не такими уж юными... Отчего-то всё это только усиливает ощущение каких-то... светских кулуаров.
Фильм был создан на исходе очередной смены стандартов зрелищности... и обеими ногами стоит в уходящей эпохе. Монтаж часто очевиден, а спецэффекты неуклюжи, зато пластилиновые куклы монстров, приводимые в движение покадровой анимацией, просто великолепны. Честно говоря, я всегда считал, что по достоверности они превосходят компьютерную графику. Их дизайны тоже хороши, кроме, разве что, Цербера, похожего на ужасно симпатичного и пушистого двухголового волка. Кроме того, общие планы и пейзажи, созданные, как я понимаю с помощью масштабного моделирования, раскрашенных задников и монтажа, чрезвычайно красивы (хоть местами и странны - почему в Яффе так причудливо переплетены эллинские и ассирийские мотивы?). И, наконец, великолепно построенные кадры в огромном количестве пафосных сцен, будто созданных, чтоб рисовать с них рекламные плакаты, совершенно восполняют недостаток зрелищности, связанной с компьютерной графикой.
Вообще есть в этой слегка безумной сказке нечто, делающее её очень милой. Однако просмотр всё-таки убедил меня, что лучшей (возможно, единственной хорошей) экранизацией греческих мифов остаются советские мультфильмы. А про грядущий ремейк "Битвы титанов" - вот вам картинка на сей счёт...



@музыка: Александр Лаэртский - Сифилитический Делирий

@темы: трэш, угар и содомия, важнейшим из искусств..., весна печали нашей, картинко