Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
На днях вспомнил о сказке, любимой мною с детства, нашёл её в интернете (ибо свою книгу, конечно, потерял уже полжизни назад) и перечитал. "Хрустальный ключ" Тамары Крюковой и правда не зря запомнился мне.
Конечно, это сказка, и что ещё важнее - книга, предназначенная для детей, так что следует воспринимать его соответственно. В начале чтения меня несколько раздражала сомнительная реалистичность образов Даши и Петьки, особенно соответствие заявленному возрасту (а языковая характеристикам героев Крюковой точно не удалась), несколько сюжетных ходов кажутся натянутыми, а финал первой части вызвал сильнейшее разочарование - это просто огромный, невероятно откровенный роял в кустах, который не обоснован ничем, кроме сострадания к персонажам и стремления к хорошему финалу. Тем не менее, книга во многих смыслах очень удачна.
Коротко о сюжете. Шестилетняя Дашка-выдумщица и двенадцатилетний Петька-рационалист гостят у бабушки в деревне. Услышав историю о Ведьмином болоте, появившемся на месте озера, известного как Хрустальный ключ, Даша загадывает желание на падающую звезду, чтоб болото снова стало озером. Тем временем в болоте пробудилась ведьма, и правда там заживо похороненная. Сейчас она всего лишь тень и нуждается в новом теле - а до его обретения должна укрываться в болоте от дневного света, так что его очищение её не устраивает. Даша с Петькой отправляются освобождать Хрустальный ключ в подземелье (эдакий типичный Underworld), а Морра (так зовут ведьму - не знаю, зачем автор обокрала Янссон) - за ними, чтоб помешать им и заодно захватить тело Даши. В первой части книги герои посещают своего рода "верхний ярус" подземелий, место жительства волшебного народа - но, по сути, часть нашего мира, пусть и скрытую от людей. Во второй части (и она представляет в книге наибольший интерес) спускаются ещё ниже, действительно в мир иной. Они проходят по границе Мира Теней - т.е. страны мёртвых, встречаются с кошмарами, неупокоенными и воплощениями стихий.
Вообще, "Хрустальный ключ" запомнился (или, скорее вспоминался из-за этого - едва ли я мог это оценить, когда читал впервые) именно удивительно удачным сочетанием всех уровней фольклора в одном произведении, от детских страшилок до высокой мифологии (что в действительности подобные мифологические образы у древних славян отсутствовали - вопрос второстепенный, и вина тут не авторская). Странным образом драконы, ведающие геологическими процессами, Харон, слепая пророчица, Анчутка-трикстер, Пегас, богинки - все они смотрятся вместе естественно и непротиворечиво. И это создаёт ощущение настоящего потустороннего мира,, вселенной архетипов - самых разнообразных. Лично на мой взгляд лучший эпизод книги - свадьба волкодлаков, мрачный эпизод, который вполне смотрелся бы и во взрослом романе.
Тут нельзя не отметить и монстра, насколько я представляю, ниоткуда не заимствованного - Оное. Собственно героям Оное не противостоит - это угроза, ожидающая Морру, худшее, что может случиться с тенью (т.е. по существу, ад). Не сдержусь и процитирую:
"Вдруг Морра услышала голоса.
– Она здесь. Она вернулась, – возбужденно сообщил один.
– А где же ей еще быть? – ехидно спросил другой.
– Поглотить. Немедленно поглотить, – захлебываясь и торопясь, предложил третий.
– Нельзя же так сразу, – раздраженно возразил четвертый.
– Суд! Я устрою суд! – мстительно прохрипел пятый.
Перед Моррой было нечто бесформенное и постоянно меняющее очертания. Подобно огромной амебе, Оное то протягивало щупальца, то сворачивалось в клубок, ни на мгновение не оставаясь прежним. Оно шевелилось, перетекая из формы в форму, и беседовало само с собой разными голосами.
– Что такое суд, глупец? Это всего лишь средство оттянуть момент, когда ее можно будет поглотить, – раздраженно произнес один из голосов.
– Ох уж эта вечная спешка! Низменная кровожадная тварь, никаких интересов, кроме как поглотить, – презрительно фыркнул второй.
– Так хочется спокойствия. Как я устал от вечных свар. Какая разница, поглотить или не поглотить? – флегматично простонал третий.
–Тупое, безразличное животное! Разница большая. Поглотить – значит вырасти еще на одно существо, – ликовал четвертый.
– Поглотить, и возникнет еще одно «я», которое мне ненавистно, – зловеще прошипел пятый.
– От которого я хочу избавиться! – воскликнул шестой.
– Растворить! – взвизгнул седьмой.
– Уничтожить! – отчеканил восьмой."
Этот образ - бесчисленное множество душ и сущностей, против воли связанных друг с другом, действительно впечатляет.
Пусть моральные уроки книги довольно банальны (и местами текст за ними, кажется, несколько подтянут вопреки внутренней логике), и в целом "Хрустальный ключ" производит приятное впечатление. Уж для детей-то это точно хорошее чтение, а я взрослым, которые интересуются необычными и мрачными фэнтезийными сеттингами, порекомендовал бы.
Конечно, это сказка, и что ещё важнее - книга, предназначенная для детей, так что следует воспринимать его соответственно. В начале чтения меня несколько раздражала сомнительная реалистичность образов Даши и Петьки, особенно соответствие заявленному возрасту (а языковая характеристикам героев Крюковой точно не удалась), несколько сюжетных ходов кажутся натянутыми, а финал первой части вызвал сильнейшее разочарование - это просто огромный, невероятно откровенный роял в кустах, который не обоснован ничем, кроме сострадания к персонажам и стремления к хорошему финалу. Тем не менее, книга во многих смыслах очень удачна.
Коротко о сюжете. Шестилетняя Дашка-выдумщица и двенадцатилетний Петька-рационалист гостят у бабушки в деревне. Услышав историю о Ведьмином болоте, появившемся на месте озера, известного как Хрустальный ключ, Даша загадывает желание на падающую звезду, чтоб болото снова стало озером. Тем временем в болоте пробудилась ведьма, и правда там заживо похороненная. Сейчас она всего лишь тень и нуждается в новом теле - а до его обретения должна укрываться в болоте от дневного света, так что его очищение её не устраивает. Даша с Петькой отправляются освобождать Хрустальный ключ в подземелье (эдакий типичный Underworld), а Морра (так зовут ведьму - не знаю, зачем автор обокрала Янссон) - за ними, чтоб помешать им и заодно захватить тело Даши. В первой части книги герои посещают своего рода "верхний ярус" подземелий, место жительства волшебного народа - но, по сути, часть нашего мира, пусть и скрытую от людей. Во второй части (и она представляет в книге наибольший интерес) спускаются ещё ниже, действительно в мир иной. Они проходят по границе Мира Теней - т.е. страны мёртвых, встречаются с кошмарами, неупокоенными и воплощениями стихий.
Вообще, "Хрустальный ключ" запомнился (или, скорее вспоминался из-за этого - едва ли я мог это оценить, когда читал впервые) именно удивительно удачным сочетанием всех уровней фольклора в одном произведении, от детских страшилок до высокой мифологии (что в действительности подобные мифологические образы у древних славян отсутствовали - вопрос второстепенный, и вина тут не авторская). Странным образом драконы, ведающие геологическими процессами, Харон, слепая пророчица, Анчутка-трикстер, Пегас, богинки - все они смотрятся вместе естественно и непротиворечиво. И это создаёт ощущение настоящего потустороннего мира,, вселенной архетипов - самых разнообразных. Лично на мой взгляд лучший эпизод книги - свадьба волкодлаков, мрачный эпизод, который вполне смотрелся бы и во взрослом романе.
Тут нельзя не отметить и монстра, насколько я представляю, ниоткуда не заимствованного - Оное. Собственно героям Оное не противостоит - это угроза, ожидающая Морру, худшее, что может случиться с тенью (т.е. по существу, ад). Не сдержусь и процитирую:
"Вдруг Морра услышала голоса.
– Она здесь. Она вернулась, – возбужденно сообщил один.
– А где же ей еще быть? – ехидно спросил другой.
– Поглотить. Немедленно поглотить, – захлебываясь и торопясь, предложил третий.
– Нельзя же так сразу, – раздраженно возразил четвертый.
– Суд! Я устрою суд! – мстительно прохрипел пятый.
Перед Моррой было нечто бесформенное и постоянно меняющее очертания. Подобно огромной амебе, Оное то протягивало щупальца, то сворачивалось в клубок, ни на мгновение не оставаясь прежним. Оно шевелилось, перетекая из формы в форму, и беседовало само с собой разными голосами.
– Что такое суд, глупец? Это всего лишь средство оттянуть момент, когда ее можно будет поглотить, – раздраженно произнес один из голосов.
– Ох уж эта вечная спешка! Низменная кровожадная тварь, никаких интересов, кроме как поглотить, – презрительно фыркнул второй.
– Так хочется спокойствия. Как я устал от вечных свар. Какая разница, поглотить или не поглотить? – флегматично простонал третий.
–Тупое, безразличное животное! Разница большая. Поглотить – значит вырасти еще на одно существо, – ликовал четвертый.
– Поглотить, и возникнет еще одно «я», которое мне ненавистно, – зловеще прошипел пятый.
– От которого я хочу избавиться! – воскликнул шестой.
– Растворить! – взвизгнул седьмой.
– Уничтожить! – отчеканил восьмой."
Этот образ - бесчисленное множество душ и сущностей, против воли связанных друг с другом, действительно впечатляет.
Пусть моральные уроки книги довольно банальны (и местами текст за ними, кажется, несколько подтянут вопреки внутренней логике), и в целом "Хрустальный ключ" производит приятное впечатление. Уж для детей-то это точно хорошее чтение, а я взрослым, которые интересуются необычными и мрачными фэнтезийными сеттингами, порекомендовал бы.