Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Все пытавшиеся обустроить Россию кончали тем, что она обустраивала их.
В. Пелевин

Прочёл роман Дмитрия Казакова "Русские боги". Что-то уже второй раз рецензия "Мира фантастики" указывает мне неверный путь, я расстроен...
Да-да, название вас не обмануло, этот роман - одна большая аллюзия на "Американских богов" Нила Геймана. Причём настолько подчеркнутая, что мне ничего не остаётся, как сравнивать их, хоть при других обстоятельствах я не стал бы устраивать столь неравных состязаний.
Итак, простой менеджер Игорь по нелепой случайности сталкивается с необъяснимым - среди людей неузнанными живут исторические личности, ставшие мифами, подпитываемые верой в них. Но сейчас безликое зло начало убивать историко-мифологических персонажей одного за другим. Необходимо объединить их всех, собрав синклит - только так можно спасти Россию. Игорь в качестве подручного Олега (который Вещий) отправляется колесить по России, убеждая исторических личностей к ним присоединиться...
Да, сюжет настолько похож, я говорил серьёзно.
Проблема в том, что всё, что Казаков делает, он делает слишком явно хуже, чем Гейман.
Начнём с персонажей. Игорь, главный герой, с точки зрения которого, по сути, ведётся повествование (правда, не от первого лица), совершенно невыразителен. Правда, он играет роль "среднего человека", но нельзя же быть настолько средним! Кроме того, в отличие от Тени, он ничего не делает. Он только наблюдающий довесок. Как сопереживать такому персонажу? Олег, второй по важности персонаж, который, собственно, действует, во-первых, совершенно не живой - у него нет характера, интересов и привычек; во-вторых, и это, очевидно, связано с предыдущим пунктом, Олег - трибуна автора, и это слишком заметно, а я не люблю, когда автор выводит идеального персонажа, чтоб тот говорил всё, что писатель сказать хотел; и, наконец, в нём нет ничего от древнего варяга - ни в манерах, ни в речи, ни в познаниях, абсолютно ни в чём, Казаков, кажется, даже не пытается изобразить его таковым (если не считать восклицаний типа "чрево неба"). Впрочем, глубина характеров и соответствие прототипам у других действующих лиц немногим лучше. Сергею Есенину, одному из двух постоянных спутников Игоря и Олега, своеобразие придано тем, что он постоянно бухает, волочится за женщинами и часто цитирует свои стихи. Иоанн Грозный, второй их соратник, постоянно использует выражения типа "пёс смердящий" и цитаты из Писания. Этих героев и в принципе не назовёшь харизматичными и запоминающимися, а уж в сравнении с персонажами Геймана...
Основной конфликт столь же слабо обоснован. Некое абстрактное зло, не получившее ни единой конкретной характеристики, почему-то уничтожает историко-мифических персонажей и это должно привести к гибели России - что странно, ибо судя по всему, если персонажа помнят, то он снова оживёт, так что уничтожить историческую память и тем самым идентичность русских так нельзя - связь обратная. Впрочем, в своей космологии Казаков вообще путается - утверждает, что синклитисты не способны меняться, и тут же рассказывает про Ленина, который сошёл с ума, когда понял "что он сделал со страной"... Так или иначе, зло Казакова куда менее устрашающе и эффектно, чем антагонисты у Геймана, хотя он как раз их как Тёмного властелина представить и не пытался.
Финал и вовсе невразумительный. То ли открытый, то ли попросту глупый. Открытые финалы всё-таки надо уметь строить. А последняя глава написана так, что остаётся ощущение, будто у книги есть ещё кусок, который не допечатали. "В общем, все умерли"(с)
Казаков копирует Геймана даже в структуре, помещая за каждой главой маленькую интерлюдию "а в это время". Но если в "Американских богах" это были, по существу, самостоятельные рассказы, вполне самоценные, то в "Русских богах" это беспомощные аппендиксы, вызывающие лишь утомление. Вообще книга написана не слишком богатым языком, довольно монотонна и не по-хорошему проста.
И насыщена размышлениями о том, как нам обустроить Россию. В целом они сводятся к тому, что в России всё плохо, просрали Союз, народ вымирает и главное - отгородиться от Запада. Имперской стеной, затяпав заодно все союзные республики и ещё что-нибудь, или наоборот, в мононациональном государстве. Это утомляет. Тем более, что я вообще не люблю художественные произведения, где много дидактических рассуждений вместо размышлений персонажей. Дополняются эти размышления разоблачениями общепринятой истории от лица Олега - про то, что князя Игоря убили готы и всё в таком духе...
Всё это не значит, что "Русские боги"совсем кошмарны. Читабельная фантастика, особенно если вам интересна тема. Идея, что в России важнее как объект веры не боги, а личности прошлого, и вовсе заслуживает одобрения. Просто не надо ожидать от книги слишком многого... и зря Казаков захотел уподобиться Гейману.

@темы: это есть хитрый византийский политИк, смотрит в книгу - видит..., мне не нравится этот корабль, мне не нравится эта команда, и вообще мне всё не нравится