Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Прочитал роман Говарда Фаста "Торквемада". Писать о нём несколько сложно, поскольку меня наверняка неверно поймут.
Этот роман - не столько художественное произведение, сколько попытка манипуляции. Он призван вызвать у читателя чувство вины перед евреями. Не то чтоб доказывать, что антисемитизм - это нехорошо, было делом не благим, но я предпочитаю, чтоб мне доказывали что угодно не с таким напором и, желательно, на уровне лобных долей, а не подкорки. Я очень не люблю, когда мною манипулируют, и мне не нравится, что тему антисемитизма слишком часто используют для этого (пусть с субъективно добрыми целями или не вполне осознанно), да и вообще склонность некоторых людей слишком зацикливаться на своей национальности (насколько я понял, сам Фаст, собственно, не еврей - что не меняет впечатления от книги).
В центре внимания - Альваро де Рафаэля, дворянина из Сеговии и давнего друга Торквемады. Альваро, дед котрого был евреем (впрочем, в романе с навязчивостью проводится мысль, что нет ни одного аристократа в Испании, о котором нельзя сказать того же), охватывает по отношению к другу паранойя, как только того назначают великим инквизитором (инквизитором он уже был, и это почему-то де Рафаэля не волновало). Он случайно спасает раввина от нападения на улице, а тот вместо благодарности просит уберечь старую местную синагогу от сноса. Альваро всё больше запутывается в своих отношениях с евреями, семьёй и Торквемадой и в итоге оказывается в застенках инквизиции. Тем временем его дочь идёт в синагогу, сама не зная зачем, и сгорает там, когда её поджигают.
С мотивацией у персонажей плохо. Помимо уже упомянутого мною, совершенно непонятно, как Торквемада, выглядящий приятным человеком, пусть и несколько своеобразно понимающим свой долг, в первых главах, без всякого перехода превращается в чудовище, поступки которого малообъяснимы. Персонажи постоянно думают и говорят о евреях, только о них и думают, практически. Простите, но я сомневаюсь, что даже во времена столь радикальных решений еврейского вопроса он занимал абсолютно все мысли каждого человека. Точно так же атмосфера страха кажется мне преувеличенной, настолько, что скорее думаешь о психических отклонениях рода де Рафаэль, чем о терроре инквизиции.
Короче говоря, как говорил доктор Геббельс (если только я не ошибаюсь), лучшая пропаганда - та, которая не обнаруживает себя. А "Торквемада" Фаста - обнаруживает самым ужасным образом. "Инквизитор" Стюарта Гордона и то больше понравился...

@темы: инквизиция, смотрит в книгу - видит..., ви таки антисемит?, мне не нравится этот корабль, мне не нравится эта команда, и вообще мне всё не нравится