Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера;
и всё, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто;
и всё, на чем сядет, нечисто;и всякий, кто прикоснется к постели ее, должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера;
и всякий, кто прикоснется к какой-нибудь вещи, на которой она сидела, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера;
и если кто прикоснется к чему-нибудь на постели или на той вещи, на которой она сидела, нечист будет до вечера;
если переспит с нею муж, то нечистота ее будет на нем; он нечист будет семь дней, и всякая постель, на которой он ляжет, будет нечиста.
Левит 15:19-24

Для начала надо сказать, что я вообще узнал об этом совсем недавно. Вот так у нас всегда - изучаем Григория Богослова, Тридентский Собор или непорочное зачатие Девы Марии, а при этом не знаем, что православной нельзя зажигать лампаду во время месячных. Я как-то сам никогда не интересовался этим вопросом, точнее, ответ казался мне совершенно очевидным - разумеется, христиане обращают на это не больше внимания, чем на смешение мясного и молочного. Я всё-таки иногда непозволительно наивен. Так вот, к чему это всё - к вот этой чрезвычайно интересной статье (если вы её ещё почему-то не читали, прочтите непременно), трактующей данный вопрос.
Откуда взялись предписания из эпиграфа, понять несложно. Вообще по этой части Книги Левит с евреями легко согласились бы представители самых разных языческих народов. Этот вопрос - из самых архетипических, пожалуй. С чем это связано... Ну, можно было бы вспомнить обожаемого моего Жирара, но именно табу, связанные с менструацией у него объяснены не вполне несомненно и бесспорно, хоть и ассоциативная цепочка "кровь-насилие-священное" имеет право на существование. Лично мне кажется, что тут вообще нет никакого момента рационализации, это чисто рефлекторная, физиологическая реакция, не имеющая никаких обоснований и просто прямо закреплённая в обычаях и традициях. Учитывая, что законы Пятикнижия в основном очень архаичны и явно были перенесены из давней политеистической практики, изменившись только в вопросах, прямо касающихся почитания единого Бога, вполне естественно, что все предписания о месячных очищениях туда попали.
Сложнее понять, как из иудаизма они попали в христианство. Ведь разделение этих конфессий и произошло-то именно тогда, когда апостол Павел, а за ним и прочие христиане отказались от подобных архаических ритуальных предписаний. Понятно, что эти процессы были сложнее и не столь однозначны на практике, однако столь примитивное верование, имеющее корни даже не в иудаизме, казалось бы, имело наименьшие шансы сохраниться. Конечно, у подобных запретов несложно найти теологический смысл, но он непременно должен был бы быть связан с первородным грехом - а значит, запреты всё равно теряют смысл после крещения.
Так я рассуждал (и, судя по вышеуказанной статье, многие богословы, которые куда умнее меня). Однако, конечно, так было бы только если б христианство было элитарным учением интеллектуалов-маргиналов. А оно не только не является таким, но даже никогда и не стремилось к этому. А значит, подобные теологические соображения просто недостаточны, потому что никого не интересует теология. Отказаться от запрета на свинину, смешивание мясного и молочного и тому подобного было легко, потому что такое волновало только евреев (собственно, из-за нежелания язычников разбираться во всём этом с иудаизмом и разошлись). А универсальное, почти инстинктивное представление о нечистоте, связанной с менструацией, отбрасывать не просто не было причин - было трудно.
А теперь, несмотря ни на какие статьи, такой порядок уже никуда не денется за практическим отсутствием в православии органа, способного принимать авторитетные решения по канонам для всей церкви. Интересно, неужто эта инокиня Васса этого не понимает?..

@музыка: STANCE PUNKS - I Wanna Be

@темы: опиум для народа