Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живших на земле.
И. Бунин
Не стоит уделять слишком много времени второстепенным персонажам. Это не их история.
Они появляются в нужный момент и в нужный момент исчезают, чтобы больше не появиться. С них довольно и этого.
Д. Сеттерфилд
И. Бунин
Не стоит уделять слишком много времени второстепенным персонажам. Это не их история.
Они появляются в нужный момент и в нужный момент исчезают, чтобы больше не появиться. С них довольно и этого.
Д. Сеттерфилд
Сегодня мы поговорим о том, почему первая цитата в эпиграфе к этой записи - ложь. Начал я размышлять об этом из-за Акутагавы, и вот до чего доразмышлялся.
"Людей неинтересных в мире нет" - фраза расхожая до ужаса, но так ли это? Проще всего доказать это вот каким образом - представьте, что каждый человек на свете сел и написал свою автобиографию; если это утверждение верно, то в результате появится семь миллиардов интересных книг. Как вы полагаете, появится? Думаю, нет. Однако если я скажу, что знаю людей, жизнь которых не интереснее рекламы чистящих средств, можно будет возразить, что я не знаю их внутреннего мира и скрытых от чужих глаз трагедий; если же я скажу, что собственная моя биография была бы так бессмысленна, что даже сам я не стал бы её читать, самые упорные оппоненты упрекнули бы меня в необъективности и заниженной самооценке. Поэтому, если вы в ответе на этот вопрос не уверены, проделайте ещё один мысленный эксперимент, который особенно легко устроить здесь, на дайри. У большинства из вас есть блоги; кто-то пишет туда на отвлечённые темы, записывает свои размышления, а кто-то иногда или часто пишет и в "дневниковом" формате; теперь вообразите, что вы вечером каждого дня делаете запись, где подробно описываете свой день - как вы думаете, получившийся в итоге дайрик будет ли многим интересен? Насколько интересны даже отдельные дневниковые записи людям, не имеющим к вам отношения, всем, кроме друзей, для которых эти записи - эквивалент ответа на вопрос "как дела"? Насколько вам самим интересны подобные записи в каких-то случайных дневниках, если вы туда заглядываете? Считайте меня самонадеянным, но я уверен, что, если вы ответите на эти вопросы честно, то согласитесь со мной.
Можно возразить, будто люди-то все интересные, только литературным талантом обладают не все. Однако разве аннотация на обложке книги или пересказ сюжета фильма в какой-нибудь рецензии не позволяют судить об интересном сюжете, несмотря на стилистическую примитивность? Иначе говоря, даже если автор дневника не владеет слогом, если его жизнь интересна, это в любом случае будет несомненно. Однако, напротив, даже личные дневники литераторов, уж наверняка слогом владеющих, по содержанию не представляют ни малейшего интереса. Собственно, полуафтобиографические рассказы Акутагавы так хороши не оттого, что Рюноскэ Акутагава - такая занимательная личность, или что бакалейная лавка или младенческие колики - такие уж острые темы, а только оттого, как автор всё это описывает. Можно нарисовать прекрасную картину, изображающую, скажем, разлагающийся труп (а уж тем более, если в стиле модерн наполнить рисунок виньетками, узорами, дополнительными деталями и орнаментами так, что цельную картину уже и не разберёшь), но это никак не значит, что труп сам по себе красив. Красота привносится, когда натура превращается в произведение искусства, и принадлежит только ему. Точно так же и возможность занятно описать незначительные факты в жизни банального человека не делает более значимой и интересной саму эту жизнь. Да и привлекают такие произведения внимание именно по контрасту, поскольку о банальностях, разумеется, обычно не пишут.
Суть в том, что люди, в целом, делают изо дня в день одни и те же вещи (причём почти такие же вещи делают ещё миллионы), думают мало либо поверхностно и тоже - на одни и те же темы. Заметные события и необычные личности потому и значимы, что отличаются от опыта большинства - тогда как опыт Ивана Петровича для Петра Ивановича, живущего в соседнем подъезде, ничего не значит, поскольку не отличается от его собственного.
Поэтому не только далеко не каждый заслуживает того, чтоб о нём говорить, но, полагаю. в литературе и вообще намного больше фактов и людей, о которых стоит говорить, чем в самой жизни.
Вот у нас человек. И живет он каких нибудь среднестатистических лет семьдесят пять. Если хотя бы раз в 3 года, с ним происходило что-то интересное, пусть и не эпичное, то уже двадцать пять коротких интересных историй, вполне приличная, пусть и коротенькая книжка.
Так что не вижу ничего странного в семи миллиардах потенциально интересных книжек.
Красота привносится, когда натура превращается в произведение искусства, и принадлежит только ему уже нет,Пикассо уничтожил эстетическую форму.
Я не говорю о Великом Эпическом Приключении, с Кольцом Всевластья, волшебниками и драконами, а что-то забавное, или просто какая-то неожиданная случайность - интересный запомнившийся сон с сюжетом, как чуть не уехал в другой город без денег и документов по ошибке, командировка от работы где встретил интересного человека, как забыл детей в детском садике или даже, боже упаси личная трагедия - все это в устах умелого рассказчика становится вполне приличной историей, которую не жалко вечером рассказат в компании. Ну или записать в книге.
ИМХО даже в самой-самой обыденной и скучной жизни, на один день, пусть не из тысячи, ну из трех тысяч что-то да обязательно случится.
Разумеется это ИМХА - статистическими выкладками, или научными фактами обосновать никак не могу.
Мельхеор в устах умелого рассказчика - вот, собственно, вся суть. И про это я написал в самом посте, ага.
И да, разумеется, все, кто был на семейных застольях, знают, что у всех есть набор "забавных историй"... и обычно эти истории совершенно не отличаются от рассказываемых в других семьях. "Сынок пописал на ковёр", "вышел из машины, а на неё раз и сосулька", "повезли с аппендицитом, оказалось - газы"... Опять-таки то, что интересно только близким родственникам и не раньше второй рюмки.
Значит возможно дело не в самой жизни отдельного человека, а в том кто ее наблюдает. И значит интересное для одного и скучное для другого скучным вообще не назовешь. Хотя бы поэтому Бунин тоже прав.
Как раз таки в своем посте вы писали обратное - что вне зависимости от умения эти истории рассказывать, на самом деле рассказывать нечего.
Isida~koi ообще странно считать человека, создавшего, то что тебе интересно, неинтересным самого по себе - напротив, очень естественно, стоит познакомиться с их биографией или нелитературными произведениями типа тех же дневников. Поэтому я последнее время осознанно этого избегаю. Авторы зачастую значительно хуже своих произведений.
Но художник, нарисовавший красивый труп, не обязательно некрофил. Его картина моглда получиться красивой, потому что он увлёкся эффектами светотени, построил необычную композицию и решал другие чисто художественные задачи, для которых натура просто неважна.
акие яркие миры сздает эта серая личность, какие смелые мысли случайно вырвались из под пера этого глуповатого и мелочного человека - заинтересовавшись этим вопросом, легко увидеть, что почти все литераторы мелочны, немалая их часть глуповата, а очень большая - непорядочна. Суть в том, что тут опять же действует массовое нежелание думать. "Это великий человек, значит, и жизнь у него великая" - даёт себе установку читатель и смотрит сквозь эту призму, не очень вдаваясь в факты. Хорошо пишут люди оттого, что талантливы и трудулюбивы, а не оттого, что они сущностно отличаются от прочего человечества.