Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Познакомился с классикой - с "Аэлитой" Толстого. Не совсем то, чего я ожидал, но и не совсем в смысле "превзошло мои ожидания"...
Итак, в 192... году инженер Лось строит практически в одиночку и в кустарных условиях (но на деньги республики - не очень ясно, почему республике некуда деньги девать) космический аппарат для почти мгновенного перелёта на Марс и вместе с добровольцем - красноармейцем Гусевым, туда и летит. На месте они обнаруживают то ли архаичное, то ли футуристическое, но при том как-то удивительно похожее на капиталистическое, общество марсиан, мгновенно изучают их язык и культуру (выяснив, что она пришла некогда из Атлантиды), а Лось заодно влюбляется в Аэлиту, местную "принцессу". Тем временем правящая верхушка как раз вдруг начинает акцию геноцида, чтоб "цивилизация угасла с достоинством", что закономерно вызывает общественные волнения, которые возглавляет Гусев. В итоге Марс охватывает глобальная война, а наши герои улетают на Землю...
Первую половину книги страшно раздражали откровенно нелепые допущения и явные рояли в кустах. Я не адепт "твёрдой" научной фантастики и считаю, что потенциал фантастического жанра в широком смысле в большей степени раскрывается в "магических" сюжетах, не скованных строго современной научной парадигмой - но другое дело соображения здравого смысла. Звездолёт, разгоняющийся до близкой к световой скорости, стоит выйти за пределы земной орбиты, потому, мол, что там его ничто не тормозит, изучение совершенно незнакомого языка без всякого "розеттского камня" за неделю, межвидовое скрещивание и многое другое - всё это явно многовато для моих способностей к "подавлению недоверия". Но когда осознаёшь, что это не научно-фантастический роман, а, фактически, развёрнутая притча, роман исключительно о любви, отношениях мужчины и женщины (и о том, что есть мужчина и женщина) и немножко - об Эросе и Танатосе и страсти в принципе. Поняв это, мгновенно свыкаешься со всем происходящим. С притчевой стороны всё очень выпукло - и подчёркнуто феминные и маскулинные образы, и напряжённая страстность и чувствительность всех остальных персонажей, и история борьбы гностиков, управлявших Атлантидой, и мифология Марса...
"Всё побеждает любовь, и мы покоримся любви" - к этому и сводится "Аэлита". Восхваление страсти и глубинного притяжения мужчины и женщины в противовес рацио, воздержанию и ложным целям и ориентирам, предлагаемым цивилизацией. Собственно, как путешествие сквозь одиночество от этих фальшивых ориентиров к единственной и любимой, и можно рассматривать полёт на Марс. Впрочем, финал трагичен - однако явно содержит мысль "лучше любить и потерять".
В целом "Аэлита" написана неплохо, но не то чтоб потрясающе, и не везде стиль Толстого мне близок. Как и столь сентиментальные и простые произведения в принципе. Да и проникшие туда элементы революции смотрятся не слишком симпатично и сами по себе, и, в особенности, в этом обрамлении. Так что рекомендовать не стану. Теперь хочу прочитать Берроуза, приобщиться к более "приземлённой" классике о Марсе.
Итак, в 192... году инженер Лось строит практически в одиночку и в кустарных условиях (но на деньги республики - не очень ясно, почему республике некуда деньги девать) космический аппарат для почти мгновенного перелёта на Марс и вместе с добровольцем - красноармейцем Гусевым, туда и летит. На месте они обнаруживают то ли архаичное, то ли футуристическое, но при том как-то удивительно похожее на капиталистическое, общество марсиан, мгновенно изучают их язык и культуру (выяснив, что она пришла некогда из Атлантиды), а Лось заодно влюбляется в Аэлиту, местную "принцессу". Тем временем правящая верхушка как раз вдруг начинает акцию геноцида, чтоб "цивилизация угасла с достоинством", что закономерно вызывает общественные волнения, которые возглавляет Гусев. В итоге Марс охватывает глобальная война, а наши герои улетают на Землю...
Первую половину книги страшно раздражали откровенно нелепые допущения и явные рояли в кустах. Я не адепт "твёрдой" научной фантастики и считаю, что потенциал фантастического жанра в широком смысле в большей степени раскрывается в "магических" сюжетах, не скованных строго современной научной парадигмой - но другое дело соображения здравого смысла. Звездолёт, разгоняющийся до близкой к световой скорости, стоит выйти за пределы земной орбиты, потому, мол, что там его ничто не тормозит, изучение совершенно незнакомого языка без всякого "розеттского камня" за неделю, межвидовое скрещивание и многое другое - всё это явно многовато для моих способностей к "подавлению недоверия". Но когда осознаёшь, что это не научно-фантастический роман, а, фактически, развёрнутая притча, роман исключительно о любви, отношениях мужчины и женщины (и о том, что есть мужчина и женщина) и немножко - об Эросе и Танатосе и страсти в принципе. Поняв это, мгновенно свыкаешься со всем происходящим. С притчевой стороны всё очень выпукло - и подчёркнуто феминные и маскулинные образы, и напряжённая страстность и чувствительность всех остальных персонажей, и история борьбы гностиков, управлявших Атлантидой, и мифология Марса...
"Всё побеждает любовь, и мы покоримся любви" - к этому и сводится "Аэлита". Восхваление страсти и глубинного притяжения мужчины и женщины в противовес рацио, воздержанию и ложным целям и ориентирам, предлагаемым цивилизацией. Собственно, как путешествие сквозь одиночество от этих фальшивых ориентиров к единственной и любимой, и можно рассматривать полёт на Марс. Впрочем, финал трагичен - однако явно содержит мысль "лучше любить и потерять".
В целом "Аэлита" написана неплохо, но не то чтоб потрясающе, и не везде стиль Толстого мне близок. Как и столь сентиментальные и простые произведения в принципе. Да и проникшие туда элементы революции смотрятся не слишком симпатично и сами по себе, и, в особенности, в этом обрамлении. Так что рекомендовать не стану. Теперь хочу прочитать Берроуза, приобщиться к более "приземлённой" классике о Марсе.