Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Посмотрел наконец-то "Omen" (разумеется, классический, Ричарда Доннера).
Приступая к просмотру, я ничего хорошего не ждал. Конечно, это классика в смысле влияния на жанр и известности, но это далеко не всегда связано с объективным качеством произведения. Зная, что в "Omen", мягко говоря, своеобразно (конечно, в наши дни это скорее "нормативно", но я предпочитаю ориентироваться на Писание и Предание) толкуется образ Антихриста, я был готов смотреть отборнейшую муть.
И не ошибся, конечно. Да, я не могу адекватно воспринять изображение Антихриста как зловещего ребёнка, пугающего жирафов и вызывающего суицид, да и детоубийство на алтаре мне кажется сомнительным способом служения христианскому Богу. Короче говоря, вся "теологическая" составляющая фильма вызывает зубовный скрежет. А ведь она ещё и обрамляется пугающими артефактами на фотографиях, полными ротвейлеров этрусскими кладбищами и, разумеется, инфернальными литаниями на латыни, принесшими фильму "Оскара" и ставшими одним из самых вульгарных штампов... Короче говоря, в "South Park" очень точно спародировали всё это в серии "Рождество с лесными тварями".
Но при том, что концепция фильма ужасна, его и не решишься назвать плохим. Хорошая актёрская игра (ещё бы, Грегори Пек!), качественная режиссура - хронометраж, построение кадра, всё очень хорошо; качественные спецэффекты и действительно напряжённые и страшные сцены, где зрителям положено пугаться. Короче говоря, это странный фильм, каких сейчас, пожалуй, не бывает, представляющий собой эксплуатацию чистой воды, но при этом собравший хорошую команду, работающую на совесть. Каждый тщательнейшим образом выполняет свою деталь общего проекта, и не их вина, что проект - это гигантская какашка.
Я хотел было порассуждать насчёт подтекстов и символизма, приплести фрейдизм, ювенальную юстицию и доктора Спока, но это был бы слишком откровенный синдром поиска глубокого смысла. Это не "Изгоняющий дьявола", который был, по крайней мере, достаточно серьёзен, чтоб искать в нём сублимацию родительского страха перед бунтующим поколением. Фильм, в котором какие-то nursery rhymes про Сатану выдают за цитаты из Откровения Иоанна Богослова - это финансовый проект; конечно, на бессознательном уровне он выражает всегда следующий за потерей контроля неуют в отношении по-новому понятого ребёнка, но это лишь индикатор, а не притча.
В целом с "Omen", пожалуй, стоит ознакомиться - хоть бы чтоб знать, откуда растут ноги этих "Ave, Ave! Versus Christus!", которые так или иначе можно услышать в каждом втором мистическом ужастике. Однако приготовьтесь к конфликту формы и содержания и постарайтесь перед просмотром забыть всё, что знаете о христианстве.
Приступая к просмотру, я ничего хорошего не ждал. Конечно, это классика в смысле влияния на жанр и известности, но это далеко не всегда связано с объективным качеством произведения. Зная, что в "Omen", мягко говоря, своеобразно (конечно, в наши дни это скорее "нормативно", но я предпочитаю ориентироваться на Писание и Предание) толкуется образ Антихриста, я был готов смотреть отборнейшую муть.
И не ошибся, конечно. Да, я не могу адекватно воспринять изображение Антихриста как зловещего ребёнка, пугающего жирафов и вызывающего суицид, да и детоубийство на алтаре мне кажется сомнительным способом служения христианскому Богу. Короче говоря, вся "теологическая" составляющая фильма вызывает зубовный скрежет. А ведь она ещё и обрамляется пугающими артефактами на фотографиях, полными ротвейлеров этрусскими кладбищами и, разумеется, инфернальными литаниями на латыни, принесшими фильму "Оскара" и ставшими одним из самых вульгарных штампов... Короче говоря, в "South Park" очень точно спародировали всё это в серии "Рождество с лесными тварями".
Но при том, что концепция фильма ужасна, его и не решишься назвать плохим. Хорошая актёрская игра (ещё бы, Грегори Пек!), качественная режиссура - хронометраж, построение кадра, всё очень хорошо; качественные спецэффекты и действительно напряжённые и страшные сцены, где зрителям положено пугаться. Короче говоря, это странный фильм, каких сейчас, пожалуй, не бывает, представляющий собой эксплуатацию чистой воды, но при этом собравший хорошую команду, работающую на совесть. Каждый тщательнейшим образом выполняет свою деталь общего проекта, и не их вина, что проект - это гигантская какашка.
Я хотел было порассуждать насчёт подтекстов и символизма, приплести фрейдизм, ювенальную юстицию и доктора Спока, но это был бы слишком откровенный синдром поиска глубокого смысла. Это не "Изгоняющий дьявола", который был, по крайней мере, достаточно серьёзен, чтоб искать в нём сублимацию родительского страха перед бунтующим поколением. Фильм, в котором какие-то nursery rhymes про Сатану выдают за цитаты из Откровения Иоанна Богослова - это финансовый проект; конечно, на бессознательном уровне он выражает всегда следующий за потерей контроля неуют в отношении по-новому понятого ребёнка, но это лишь индикатор, а не притча.
В целом с "Omen", пожалуй, стоит ознакомиться - хоть бы чтоб знать, откуда растут ноги этих "Ave, Ave! Versus Christus!", которые так или иначе можно услышать в каждом втором мистическом ужастике. Однако приготовьтесь к конфликту формы и содержания и постарайтесь перед просмотром забыть всё, что знаете о христианстве.