Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Посмотрел "Дурную кровь" ("The Bad Seed") Мервина ЛеРоя. Прежде всего в этом триллере 1956 года (включённого Стивеном Кингом в список двадцати очень-очень страшных фильмов) удивляет, что его часо выдают за "чёрную комедию". Он страшный и мрачный, а вовсе не смешной.
Итак, перед нами семья Пенмарков, преуспевающая, образцовая семья пятидесятых, а в ней - Рода, очаровательная восьмилетняя девочка, образцовая маленькая девочка пятидесятых, в очаровательном пышном платьице и с чудесными блондинистыми косичками. Конечно, такую девочку, cute and adorable, adorable and cute, сплошное умиление, нельзя не баловать, особенно если вы из состоятельной американской семьи пятидесятых, когда социальные ступени кое-что значили и когда никто, честно говоря, не считал своего уборщика за человека. Возможно, девочка в результате немного капризна, но за её мешок поцелуев это вполне можно простить. Нельзя же поверить, что этот прелестный ребёнок - клинический социопат, и от нытья "хочу медаль" до убийства за эту медаль для неё один шаг?.. Разве что вы - её крайне неуверенная в себе мать, одновременно смущённая совершенствами дочери и испытывающая смутное чувство вины, или не вполне вменяемый (но точно знающий, что он самый-самый хитрый) разнорабочий...
Основная интрига фильма, отражённая в его названии, конечно, откровенно нелепа - по сути, это превращение комплексов и неврозов в реальность. Но при этом эта линия, линия "дурной наследственности", по сути, лишняя в фильме. Самая суть "Дурной крови" - жуть и трагедия. Жуть - потому что если избалованный ребёнок - это просто неприятно, то избалованный ребёнок, способный на убийство - это страшнее и опаснее Тэда Банди и Джеффри Дамер, это, во-первых, ужасное нарушение нормы и контраст между видом и делом, а во-вторых, непредсказуемое чудовище. Трагедия - потому что Кристин, её мать, ощущая всё это в полной мере, ощущая сочувствие к убитой горем маме убитого Родой ребёнка, в то же время не может решиться что-то сделать со своей доченькой. с ребёнком, с... Обречена как в кошмарном сне наблюдать (а значит, разделять ответственность) за бесчеловечными деяниями своей милой дочки.
А ещё "Дурная кровь" - это немного социальная сатира (в том смысле, в каком об этом писал Кинг, так же, как "Стэпфордские жёны"). Конечно, Рода социопат (по ходу действия замечаешь, что у неё очень небольшой набор моделей поведения "сладенькой маминой дочки", которыми её способность взаимодействовать с людьми и ограничена, и что она порой не понимает, отчего люди потрясены убийствами, что даже мешает её маскироваться), но неужели окружение совсем на неё не влияет? Как я уже сказал, бросается в глаза, как её близкие (особенно Молли, квартирная хозяйка, ставшая ей чем-то вроде приёмной бабушки) мгновенно переходят от сюсюканья с Родой к ужасающей ругани на разнорабочего ЛеРоя, и обратно, - это не вспышка гнева, просто принципиально иное отношение к нижестоящим; бросается в глаза, как оживлённо обсуждают за чаем детали убийств, находя это забавным ("Почему ты не любишь статьи об убийствах, дорогая?" - удивлённо спрашивает Молли у Кристин); как мучительную смерть слуги легко вычёркивают из повестки дня. По-моему нет смысла привлекать "дурную наследственность"; мистер Браво прав, это всегда окружение - просто окружение это не всегда гетто. Мораль во многом состоит в том, что если у вас очаровательная улыбка и положение в обществе, вы можете делать всё, что хотите - кстати, "хороший" конец добавили в фильм, а в литературной основе Рода выжила.
Рода - очень интересный персонаж. Она идеально изображает милую девочку с открытки - да и является такой, поскольку у девочек с открыток нет никакого внутреннего содержания, которому она могла бы не соответствовать; в то же время она не знает, как вести себя, если обстоятельства не соответствуют этой роли (например, если мама расстроена, что ты сжигаешь людей заживо). Она достаточно умна, чтоб убить и замести следы, но при этом очень наивна - и это замечательно; сценаристы смогли не изобразить взрослого психопата в теле девочки, нет, это именно восьмилетняя девочка, иногда убивающая людей.
Сценарий основан на пьесе и несколько театрален, как случалось в те ранние годы: пространные описания в репликах, включая описания того, что можно увидеть на экране, почти всё действие - в одной комнате, а все ружья выстреливают. Но театральная также и школа игры, и это великолепно. Не зря три актрисы номинировались на "Оскар" за него. Патти МакКормик отлично удаётся быть и милой, и злой, Айлин Хекарт - само отчаяние, а Нэнси Келли создала великолепный трагический, двойственный образ.
Я ожидал увидеть второсортный ужастик, но "Дурная кровь" - это восхитительный фильм. Настоятельно рекомендую к просмотру.
Итак, перед нами семья Пенмарков, преуспевающая, образцовая семья пятидесятых, а в ней - Рода, очаровательная восьмилетняя девочка, образцовая маленькая девочка пятидесятых, в очаровательном пышном платьице и с чудесными блондинистыми косичками. Конечно, такую девочку, cute and adorable, adorable and cute, сплошное умиление, нельзя не баловать, особенно если вы из состоятельной американской семьи пятидесятых, когда социальные ступени кое-что значили и когда никто, честно говоря, не считал своего уборщика за человека. Возможно, девочка в результате немного капризна, но за её мешок поцелуев это вполне можно простить. Нельзя же поверить, что этот прелестный ребёнок - клинический социопат, и от нытья "хочу медаль" до убийства за эту медаль для неё один шаг?.. Разве что вы - её крайне неуверенная в себе мать, одновременно смущённая совершенствами дочери и испытывающая смутное чувство вины, или не вполне вменяемый (но точно знающий, что он самый-самый хитрый) разнорабочий...
Основная интрига фильма, отражённая в его названии, конечно, откровенно нелепа - по сути, это превращение комплексов и неврозов в реальность. Но при этом эта линия, линия "дурной наследственности", по сути, лишняя в фильме. Самая суть "Дурной крови" - жуть и трагедия. Жуть - потому что если избалованный ребёнок - это просто неприятно, то избалованный ребёнок, способный на убийство - это страшнее и опаснее Тэда Банди и Джеффри Дамер, это, во-первых, ужасное нарушение нормы и контраст между видом и делом, а во-вторых, непредсказуемое чудовище. Трагедия - потому что Кристин, её мать, ощущая всё это в полной мере, ощущая сочувствие к убитой горем маме убитого Родой ребёнка, в то же время не может решиться что-то сделать со своей доченькой. с ребёнком, с... Обречена как в кошмарном сне наблюдать (а значит, разделять ответственность) за бесчеловечными деяниями своей милой дочки.
А ещё "Дурная кровь" - это немного социальная сатира (в том смысле, в каком об этом писал Кинг, так же, как "Стэпфордские жёны"). Конечно, Рода социопат (по ходу действия замечаешь, что у неё очень небольшой набор моделей поведения "сладенькой маминой дочки", которыми её способность взаимодействовать с людьми и ограничена, и что она порой не понимает, отчего люди потрясены убийствами, что даже мешает её маскироваться), но неужели окружение совсем на неё не влияет? Как я уже сказал, бросается в глаза, как её близкие (особенно Молли, квартирная хозяйка, ставшая ей чем-то вроде приёмной бабушки) мгновенно переходят от сюсюканья с Родой к ужасающей ругани на разнорабочего ЛеРоя, и обратно, - это не вспышка гнева, просто принципиально иное отношение к нижестоящим; бросается в глаза, как оживлённо обсуждают за чаем детали убийств, находя это забавным ("Почему ты не любишь статьи об убийствах, дорогая?" - удивлённо спрашивает Молли у Кристин); как мучительную смерть слуги легко вычёркивают из повестки дня. По-моему нет смысла привлекать "дурную наследственность"; мистер Браво прав, это всегда окружение - просто окружение это не всегда гетто. Мораль во многом состоит в том, что если у вас очаровательная улыбка и положение в обществе, вы можете делать всё, что хотите - кстати, "хороший" конец добавили в фильм, а в литературной основе Рода выжила.
Рода - очень интересный персонаж. Она идеально изображает милую девочку с открытки - да и является такой, поскольку у девочек с открыток нет никакого внутреннего содержания, которому она могла бы не соответствовать; в то же время она не знает, как вести себя, если обстоятельства не соответствуют этой роли (например, если мама расстроена, что ты сжигаешь людей заживо). Она достаточно умна, чтоб убить и замести следы, но при этом очень наивна - и это замечательно; сценаристы смогли не изобразить взрослого психопата в теле девочки, нет, это именно восьмилетняя девочка, иногда убивающая людей.
Сценарий основан на пьесе и несколько театрален, как случалось в те ранние годы: пространные описания в репликах, включая описания того, что можно увидеть на экране, почти всё действие - в одной комнате, а все ружья выстреливают. Но театральная также и школа игры, и это великолепно. Не зря три актрисы номинировались на "Оскар" за него. Патти МакКормик отлично удаётся быть и милой, и злой, Айлин Хекарт - само отчаяние, а Нэнси Келли создала великолепный трагический, двойственный образ.
Я ожидал увидеть второсортный ужастик, но "Дурная кровь" - это восхитительный фильм. Настоятельно рекомендую к просмотру.
Спасибо за наводку)
Рад, что понравилось. )