Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Дочитал роман Джо Аберкромби "Кровь и железо" (точнее, первую часть трилогии "Первый закон").
Это тёмное фэнтези. Впрочем, мир выписан весьма невнятно - не до ощущения, что мира и вовсе нет, а есть лишь помошники и противники героя, являющиеся по авторской воле, но всё-таки... Затруднительно определить, к какой эпохе нас отсылает автор (разумеется, он мог и сконструировать что-то оригинальное, но тем более стоило бы это обозначить) - мы застаём распад феодально-вассальных отношений, одновременно с этим монархия чисто номинальная (хоть есть и намёки, что абсолютная - но королевская семья в любом случае в последней стадии вырождения), а страной правит Совет, причём состав его весьма велик; тут же имеются могущественные банки, гильдии скорее напоминают современные корпорации; существует профессиональная армия, и в то же время карьеру могут решать фехтовальные поединки; вроде бы повсюду дворянство, но этикет весьма рудиментарный... Есть инквизиция, но она не связана с выявлением ереси (вообще неизвестно, имеется ли в стране организованная - или хоть какая-то - церковь), а является чем0то вроде тайной полиции - однако суть её полномочий также неясна. Кстати, про религию этого мира не удаётся узнать вообще ничего - при том, что один из центральных персонажей проявляет к иностранцам неприязнь как к безбожникам, а таинственная интрига всей трилогии напрямую связана с преисподней. В результате лично у меня остаётся впечатление бала-маскарада "От высокого Средневековья до Французской революции" (судя по описаниям костюмов и декораций, и вовсе эклектичных. так и есть)...
Персонажей, как положено, множество, каждый со своей сюжетной линией - которые в итоге сводятся вместе, на мой вкус, не без натяжек. Логен Девять Смертей, северный наёмник и знаменитый воин, со временем начавший испытывать отвращение к своему ремеслу. Глокта, бывший некогда знаменитым фехтовальщиком и блестящим офицером, а за два года пыток искалеченный до состояния обрубка в бесконечной агонии и вскоре вступивший в инквизицию, очевидно, ради мести миру. Джезаль Луфар, юный аристократ-повеса, готовящийся в фехтовальному турниру, самовлюблённый и ограниченный. В целом эти характеристики почти исчерпывают персонажей, и Аберкромби даёт их почти в лоб. Если речь идёт о Глокте, то на каждой странице нам напомнят, как ужасно он искалечен. Если речь идёт о Луфаре, на каждой странице ему придёт в голову какая-то заносчивая, эгоистичная, инфантильно-дворянская мысль, поводом к которой может стать почти что угодно. Персонажей, конечно, не назовёшь необычайно оригинальными или проникающими в прежде непознанные глубины человеческой натуры, но они вполне могли бы быть интересными и вызывать симпатию (в некотором роде они таковыми являются, но лишь слегка), не выпячивай автор так, что он хотел изобразить в каждом из них. Кроме того, не могу не выразить своё удивление тем, что Джезаль мыслит и ведёт себя точь-в-точь как подросток лет тринадцати - с ним идеально работает реверсивная психология, он без раздумий ведётся на "слабо", в разговоре с девушкой произносит преимущественно "э-э-э", начинает презирать компанию, как только теряет шанс туда попасть... Короче говоря, даже по моим стандартам он невообразимо инфантилен. Я хотел было отметить необычную ситуацию - решительно все хорошие персонажи на одной стороне и решительно все плохие - на другой; я имею ввиду не просто главных персонажей, нет, все, кто хоть что-то говорил о свободе, правах или чём-то подобном, с положительными героями, а все, кто им противостоит - тупицы, садисты и со всех сторон нехорошие люди. Но у семьи Вест оказалось трудное детство, дающее этим в целом положительным персонажам повод пить или иногда бить женщин в припадке гнева, тем самым приобретая неоднозначность.
О сюжете судить не берусь - хоть я по рассеянности и назвал "Кровь и железо" романом, фактически это именно первая часть эпопеи, которая едва ли может рассматриваться как завершённое произведение сама по себе. В смысле метасюжета это, по существу, лишь экспозиция - как таковая, выполненная вполне неплохо. Сюжетные линии отдельных персонажей в большей мере обрели завершённость (хоть бы промежуточную), но... Джезаль влюбился в девицу без денег и связей, поумерив свой эгоизм; Глокта обнаружил, что ещё способен испытывать к людям симпатию и не так одинок... Развитие персонажей не очень поражает, а мораль написана в финале этой эволюции аршинными буквами.
При этом книга написана отнюдь не плохо. Аберкромби владеет языком, он умеет создавать атмосферу, выражать характер персонажа через внутренний монолог (его манера использовать для этого излюбленную каждым героем словесную формулу, меняющуюся в соответствии со случаем, следует признать интересной). Книга занимательна, она и развлекает, и до определённой степени интригует. Но в романе должен быть подтекст. Что-то, что не говорится, хотя там и есть. А Аберкромби одержим желанием про всё написать прямо, всё читателю разжевать - что выглядит совсем не изящно, напоминает нравоучительную басню, а главное - текст, лишённый глубины, простите уж за каламбур, становится плоским. В "Крови и железе" есть просто отличные сцены, даже не сцены, отдельные моменты - они возникают на пересечении нескольких уже хорошенько разжёванных тем, когда автор расслабляется (боюсь, они возникли не намеренно), перестаёт всё разглаживать, и тот самый подтекст в этих сценах всё-таки прорывается.
В итоге, думаю, Джо Аберкромби просто выбрал не тот жанр. Ему следовало бы писать повести для подростков. Назидательность достаточная, чтоб её не пропустить, но не столь нудная, чтоб перевесить занимательность,яркие, но понятные персонажи, которым как раз легко сопереживать в возрасте, когда в расписании уже есть алгебра, а на подбородке ещё нет волос... Однако его тёмное фэнтези всё-таки "темновато", чтоб большинство мам одобрили его как домашнее чтение, а в совсем "большой литературе" оно кажется слишком простоватым.
Возможно, я прочту вторую часть "Первого закона" (говорят. она превосходит "Кровь и железо"), если вдруг найдутся лишнее время и деньги. Но если не прочту - не ощущу большой потери.
Это тёмное фэнтези. Впрочем, мир выписан весьма невнятно - не до ощущения, что мира и вовсе нет, а есть лишь помошники и противники героя, являющиеся по авторской воле, но всё-таки... Затруднительно определить, к какой эпохе нас отсылает автор (разумеется, он мог и сконструировать что-то оригинальное, но тем более стоило бы это обозначить) - мы застаём распад феодально-вассальных отношений, одновременно с этим монархия чисто номинальная (хоть есть и намёки, что абсолютная - но королевская семья в любом случае в последней стадии вырождения), а страной правит Совет, причём состав его весьма велик; тут же имеются могущественные банки, гильдии скорее напоминают современные корпорации; существует профессиональная армия, и в то же время карьеру могут решать фехтовальные поединки; вроде бы повсюду дворянство, но этикет весьма рудиментарный... Есть инквизиция, но она не связана с выявлением ереси (вообще неизвестно, имеется ли в стране организованная - или хоть какая-то - церковь), а является чем0то вроде тайной полиции - однако суть её полномочий также неясна. Кстати, про религию этого мира не удаётся узнать вообще ничего - при том, что один из центральных персонажей проявляет к иностранцам неприязнь как к безбожникам, а таинственная интрига всей трилогии напрямую связана с преисподней. В результате лично у меня остаётся впечатление бала-маскарада "От высокого Средневековья до Французской революции" (судя по описаниям костюмов и декораций, и вовсе эклектичных. так и есть)...
Персонажей, как положено, множество, каждый со своей сюжетной линией - которые в итоге сводятся вместе, на мой вкус, не без натяжек. Логен Девять Смертей, северный наёмник и знаменитый воин, со временем начавший испытывать отвращение к своему ремеслу. Глокта, бывший некогда знаменитым фехтовальщиком и блестящим офицером, а за два года пыток искалеченный до состояния обрубка в бесконечной агонии и вскоре вступивший в инквизицию, очевидно, ради мести миру. Джезаль Луфар, юный аристократ-повеса, готовящийся в фехтовальному турниру, самовлюблённый и ограниченный. В целом эти характеристики почти исчерпывают персонажей, и Аберкромби даёт их почти в лоб. Если речь идёт о Глокте, то на каждой странице нам напомнят, как ужасно он искалечен. Если речь идёт о Луфаре, на каждой странице ему придёт в голову какая-то заносчивая, эгоистичная, инфантильно-дворянская мысль, поводом к которой может стать почти что угодно. Персонажей, конечно, не назовёшь необычайно оригинальными или проникающими в прежде непознанные глубины человеческой натуры, но они вполне могли бы быть интересными и вызывать симпатию (в некотором роде они таковыми являются, но лишь слегка), не выпячивай автор так, что он хотел изобразить в каждом из них. Кроме того, не могу не выразить своё удивление тем, что Джезаль мыслит и ведёт себя точь-в-точь как подросток лет тринадцати - с ним идеально работает реверсивная психология, он без раздумий ведётся на "слабо", в разговоре с девушкой произносит преимущественно "э-э-э", начинает презирать компанию, как только теряет шанс туда попасть... Короче говоря, даже по моим стандартам он невообразимо инфантилен. Я хотел было отметить необычную ситуацию - решительно все хорошие персонажи на одной стороне и решительно все плохие - на другой; я имею ввиду не просто главных персонажей, нет, все, кто хоть что-то говорил о свободе, правах или чём-то подобном, с положительными героями, а все, кто им противостоит - тупицы, садисты и со всех сторон нехорошие люди. Но у семьи Вест оказалось трудное детство, дающее этим в целом положительным персонажам повод пить или иногда бить женщин в припадке гнева, тем самым приобретая неоднозначность.
О сюжете судить не берусь - хоть я по рассеянности и назвал "Кровь и железо" романом, фактически это именно первая часть эпопеи, которая едва ли может рассматриваться как завершённое произведение сама по себе. В смысле метасюжета это, по существу, лишь экспозиция - как таковая, выполненная вполне неплохо. Сюжетные линии отдельных персонажей в большей мере обрели завершённость (хоть бы промежуточную), но... Джезаль влюбился в девицу без денег и связей, поумерив свой эгоизм; Глокта обнаружил, что ещё способен испытывать к людям симпатию и не так одинок... Развитие персонажей не очень поражает, а мораль написана в финале этой эволюции аршинными буквами.
При этом книга написана отнюдь не плохо. Аберкромби владеет языком, он умеет создавать атмосферу, выражать характер персонажа через внутренний монолог (его манера использовать для этого излюбленную каждым героем словесную формулу, меняющуюся в соответствии со случаем, следует признать интересной). Книга занимательна, она и развлекает, и до определённой степени интригует. Но в романе должен быть подтекст. Что-то, что не говорится, хотя там и есть. А Аберкромби одержим желанием про всё написать прямо, всё читателю разжевать - что выглядит совсем не изящно, напоминает нравоучительную басню, а главное - текст, лишённый глубины, простите уж за каламбур, становится плоским. В "Крови и железе" есть просто отличные сцены, даже не сцены, отдельные моменты - они возникают на пересечении нескольких уже хорошенько разжёванных тем, когда автор расслабляется (боюсь, они возникли не намеренно), перестаёт всё разглаживать, и тот самый подтекст в этих сценах всё-таки прорывается.
В итоге, думаю, Джо Аберкромби просто выбрал не тот жанр. Ему следовало бы писать повести для подростков. Назидательность достаточная, чтоб её не пропустить, но не столь нудная, чтоб перевесить занимательность,яркие, но понятные персонажи, которым как раз легко сопереживать в возрасте, когда в расписании уже есть алгебра, а на подбородке ещё нет волос... Однако его тёмное фэнтези всё-таки "темновато", чтоб большинство мам одобрили его как домашнее чтение, а в совсем "большой литературе" оно кажется слишком простоватым.
Возможно, я прочту вторую часть "Первого закона" (говорят. она превосходит "Кровь и железо"), если вдруг найдутся лишнее время и деньги. Но если не прочту - не ощущу большой потери.