Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Ещё одно общеизвестное аниме в мою копилку - посмотрел "Maria Holic". Сказать честно, я не ожидал от этого аниме ничего хорошего, просто не знал, что бы попробовать посмотреть, - и я ошибся, не в выборе, но в ожиданиях! Аниме отличное.
Прежде всего в "Maria Holic" привлекает стилистика. Это не "стиль ради стиля", как иногда бывает, по крайней мере, его не назовёшь совсем уж пустой скорлупкой, но он - главное, что выделяет это аниме. И присутствует он на всех уровнях, начиная от визуального и заканчивая подачей сюжета.
Но, вероятно, нужно изложить сюжет прежде, чем переходить к тому, как он излагается. Итак, Канако поступает в католическую школу для девочек с целью найти свою суженную (да, она лесбиянка и, хм, с весьма активным либидо), но едва она успевает очароваться местной "школьной королевой" Марией, как выясняет, что перед ней - переодетый парень. Чтоб Канако не выдала его секрет, Мария селится с ней в одной комнате и вообще постоянно вертится рядом, хотя больше издевается над ней, чем следит. Сама же Канако с головой погружается в быт женской школы, полной самых разных привлекательных девушек, и то воспаряет в мечтах (можно сказать и "в грязных фантазиях", если вам так больше нравится), то больно стукается о суровую реальность...
Начнём с рисовки. У "Maria Holic" есть свой (и вполне симпатичный) визуальный стиль, но кроме того: активно используется чиби; когда героини, в реальности или в фантазиях Канако, делают нечто женственное и романтичное, возникает типичная сёдзё-рисовка, напоминающая о "Сейлор-Мун" и "Юной революционерке Утэне" (разумею в обоих случаях мангу прежде всего); в восприятии восхищённой Канако привлекательные одноклассницы отображаются в стиле Альфонса Мухи; в патетических сценах персонажи запечатлены на витражах; немые сцены - страницы манги... Меняя стиль, режиссёр замечательно передаёт все оттенки настроения и включает зрителя в эмоциональное поле аниме. Но мы можем увидеть и ещё многое - часто мысли героев записаны иероглифами прямо на экране, там также появляются сноски и прочая бесполезная информация.
Кстати, о мыслях - Канако регулярно произносит пространные внутренние монологи, в которые вскоре начинают вмешиваться другие персонажи. К концу сериала они переговариваются мыслями самым бессовестным образом. Кроме того, хоть вообще-то закадровый текст - работа главной героини, иногда прорезается рассказчик, и с ним прочие персонажи тоже очень любят пререкаться. По меньшей мере Мария и Мацурика осведомлены, что участвуют в аниме и то отсчитывают время от начала эпизода, то специально вносят элементы фансервиса. Короче говоря, элементы, данные только зрителю, и элементы, включённые в повествование, практически невозможно разделить. Всё это может напомнить "Sayonara Zetsubou Sensei", благо режиссёр тот же.
Но и как разделить "как" и "что", мир "Maria Holic" и аниме - повествование о нём, если сам мир подчёркнуто построен по законам аниме? С одной стороны, это гаремник (хотя и необычный - ведь девушки не только не борются за расположение главного героя, но и не воспринимают его, точнее, её, как романтический объект вообще) - и тут, к восторгу Канако, есть все типажи из гаремника, от серьёзной девушки в очках до сексуальной медсестры. С другой стороны, одним из главных двигателей сюжета является носовое кровотечение Канако - отнюдь не чисто визуальный эффект, а объективный симптом малейших эротических поползновений с её стороны, неоднократно доводивший её до больничной койки. Интересно отметить структуру серий - в конце каждой случается некоторый трагический или напряжённый поворот, разрешение которого оставляется на следующую серию... и который в следующей серии разрешается в первую минуту безо всякого влияния на сюжет. Кроме того, в "Maria Holic" полно и совершенно странных, не получивших никакого объяснения элементов абсурда и чистой эстетики - это и завхоз общежития, лоли с кошачьими ушками, требующая, чтоб её называли Богом, и постоянно мелькающая на общих планах школы розовая хрень с ушами, и сумка Канако, в которой живёт, кажется, Патриарх Ласомбра, и...
А вот чего в сюжете мало, так это темы кроссдрессинга. Я был весьма удивлён, но Мария остаётся на вторых ролях, во многих сериях практически не появляясь, а внимание сосредоточено на лесбийских страстях Канако. Если же Мария и действует, то это обычно связано с издевательствами и насмешками над соседкой по комнате, а отнюдь не с забавными ситуациями из-за ношения парнем платьев. Голос за кадром и пояснительные надписи даже вынуждены регулярно напоминать нам, что он парень. И меня такая ситуация вполне устраивает: можно и посмотреть на бесконечно кавайного трапа, и не тосковать от шуток насчёт переодевания (всё-таки тема такая классическая, что сложно придумать действительно оригинальную хохму), а наслаждаться всё-таки более свежими гэгами насчёт тайной девичьей любви.
"Maria Holic" богато харизматичными персонажами. Лучшая из всех, конечно, уже упомянутая Хозяйка, таинственная кошкоухая девочка, напевающая за работой садистские песенки, сопровождаемая собакой в переднике, любящая "вещи с трагической историей" и наводящая на общежитие мистический ужас. Всё, от самой концепции до её голоса (как она говорит "Хочу стереосистему"!) в ней идеально, готов внести в список любимых аниме-персонажей всех времён. Мария тоже неплох - не слишком, впрочем, глубок и интересен, но стиль у него есть. Канако просто прелесть, её искренность не может не очаровывать, её вкусы сложно не разделить, её бедствиям нельзя не сопереживать, а ещё она такая миленькая! Но, конечно, главная сенсация "Maria Holic" после Хозяйки - это Мацурика, горничная Марии. Вот она, совершенная анимешная горничная! Безэмоциональная, в кружевах, постоянно материт всех окружающих. включая и своего хозяина... Ах!
Ещё пару дней назад я готов был сказать, что первые же два аниме, просмотренных в этом году, оказались редкостными шедеврами, но теперь я всё-таки не буду ставить "Maria Holic" на одну доску с "Panty& Stocking with Garterbelt". Начиная с седьмой серии сценарий кажется мне слабее, чем вначале. Едва ли в комедию про трапов и лесби нужно было вносить элементы драмы (при этом не укоренившиеся в итоге); "Maria Holic" - вещь, как мне кажется, довольно девочковая, но в другом смысле. Плотность гэгов на единицу экранного времени снизилась. Я совсем не понял эпизод про Мистера Берлина, да и озабоченный священник-филолог мне не пришёлся по нраву. И, наконец, хоть не додумывать финал для продолжающей выходить манги в экранизации - проявление большой мудрости и возвышенной добродетели, всё-таки, думаю, стоило бы хоть как-то обозначить в последней серии паузу. Сюжет не пришёл ни к чему настолько, что даже непонятно становится, к чему он шёл. Аниме остаётся отличным, но всё-таки не такой чистый незамутнённый восторг по сумме впечатлений, как от первых серий.
Что ж, жду, отчаянно жду второго сезона. "Maria Holic" - рекомендую всем, кому нравятся хорошие комедии, аниме с элементами безумия, трапы или юри! По всем пунктам - не разочаровывает!
Прежде всего в "Maria Holic" привлекает стилистика. Это не "стиль ради стиля", как иногда бывает, по крайней мере, его не назовёшь совсем уж пустой скорлупкой, но он - главное, что выделяет это аниме. И присутствует он на всех уровнях, начиная от визуального и заканчивая подачей сюжета.
Но, вероятно, нужно изложить сюжет прежде, чем переходить к тому, как он излагается. Итак, Канако поступает в католическую школу для девочек с целью найти свою суженную (да, она лесбиянка и, хм, с весьма активным либидо), но едва она успевает очароваться местной "школьной королевой" Марией, как выясняет, что перед ней - переодетый парень. Чтоб Канако не выдала его секрет, Мария селится с ней в одной комнате и вообще постоянно вертится рядом, хотя больше издевается над ней, чем следит. Сама же Канако с головой погружается в быт женской школы, полной самых разных привлекательных девушек, и то воспаряет в мечтах (можно сказать и "в грязных фантазиях", если вам так больше нравится), то больно стукается о суровую реальность...
Начнём с рисовки. У "Maria Holic" есть свой (и вполне симпатичный) визуальный стиль, но кроме того: активно используется чиби; когда героини, в реальности или в фантазиях Канако, делают нечто женственное и романтичное, возникает типичная сёдзё-рисовка, напоминающая о "Сейлор-Мун" и "Юной революционерке Утэне" (разумею в обоих случаях мангу прежде всего); в восприятии восхищённой Канако привлекательные одноклассницы отображаются в стиле Альфонса Мухи; в патетических сценах персонажи запечатлены на витражах; немые сцены - страницы манги... Меняя стиль, режиссёр замечательно передаёт все оттенки настроения и включает зрителя в эмоциональное поле аниме. Но мы можем увидеть и ещё многое - часто мысли героев записаны иероглифами прямо на экране, там также появляются сноски и прочая бесполезная информация.
Кстати, о мыслях - Канако регулярно произносит пространные внутренние монологи, в которые вскоре начинают вмешиваться другие персонажи. К концу сериала они переговариваются мыслями самым бессовестным образом. Кроме того, хоть вообще-то закадровый текст - работа главной героини, иногда прорезается рассказчик, и с ним прочие персонажи тоже очень любят пререкаться. По меньшей мере Мария и Мацурика осведомлены, что участвуют в аниме и то отсчитывают время от начала эпизода, то специально вносят элементы фансервиса. Короче говоря, элементы, данные только зрителю, и элементы, включённые в повествование, практически невозможно разделить. Всё это может напомнить "Sayonara Zetsubou Sensei", благо режиссёр тот же.
Но и как разделить "как" и "что", мир "Maria Holic" и аниме - повествование о нём, если сам мир подчёркнуто построен по законам аниме? С одной стороны, это гаремник (хотя и необычный - ведь девушки не только не борются за расположение главного героя, но и не воспринимают его, точнее, её, как романтический объект вообще) - и тут, к восторгу Канако, есть все типажи из гаремника, от серьёзной девушки в очках до сексуальной медсестры. С другой стороны, одним из главных двигателей сюжета является носовое кровотечение Канако - отнюдь не чисто визуальный эффект, а объективный симптом малейших эротических поползновений с её стороны, неоднократно доводивший её до больничной койки. Интересно отметить структуру серий - в конце каждой случается некоторый трагический или напряжённый поворот, разрешение которого оставляется на следующую серию... и который в следующей серии разрешается в первую минуту безо всякого влияния на сюжет. Кроме того, в "Maria Holic" полно и совершенно странных, не получивших никакого объяснения элементов абсурда и чистой эстетики - это и завхоз общежития, лоли с кошачьими ушками, требующая, чтоб её называли Богом, и постоянно мелькающая на общих планах школы розовая хрень с ушами, и сумка Канако, в которой живёт, кажется, Патриарх Ласомбра, и...
А вот чего в сюжете мало, так это темы кроссдрессинга. Я был весьма удивлён, но Мария остаётся на вторых ролях, во многих сериях практически не появляясь, а внимание сосредоточено на лесбийских страстях Канако. Если же Мария и действует, то это обычно связано с издевательствами и насмешками над соседкой по комнате, а отнюдь не с забавными ситуациями из-за ношения парнем платьев. Голос за кадром и пояснительные надписи даже вынуждены регулярно напоминать нам, что он парень. И меня такая ситуация вполне устраивает: можно и посмотреть на бесконечно кавайного трапа, и не тосковать от шуток насчёт переодевания (всё-таки тема такая классическая, что сложно придумать действительно оригинальную хохму), а наслаждаться всё-таки более свежими гэгами насчёт тайной девичьей любви.
"Maria Holic" богато харизматичными персонажами. Лучшая из всех, конечно, уже упомянутая Хозяйка, таинственная кошкоухая девочка, напевающая за работой садистские песенки, сопровождаемая собакой в переднике, любящая "вещи с трагической историей" и наводящая на общежитие мистический ужас. Всё, от самой концепции до её голоса (как она говорит "Хочу стереосистему"!) в ней идеально, готов внести в список любимых аниме-персонажей всех времён. Мария тоже неплох - не слишком, впрочем, глубок и интересен, но стиль у него есть. Канако просто прелесть, её искренность не может не очаровывать, её вкусы сложно не разделить, её бедствиям нельзя не сопереживать, а ещё она такая миленькая! Но, конечно, главная сенсация "Maria Holic" после Хозяйки - это Мацурика, горничная Марии. Вот она, совершенная анимешная горничная! Безэмоциональная, в кружевах, постоянно материт всех окружающих. включая и своего хозяина... Ах!
Ещё пару дней назад я готов был сказать, что первые же два аниме, просмотренных в этом году, оказались редкостными шедеврами, но теперь я всё-таки не буду ставить "Maria Holic" на одну доску с "Panty& Stocking with Garterbelt". Начиная с седьмой серии сценарий кажется мне слабее, чем вначале. Едва ли в комедию про трапов и лесби нужно было вносить элементы драмы (при этом не укоренившиеся в итоге); "Maria Holic" - вещь, как мне кажется, довольно девочковая, но в другом смысле. Плотность гэгов на единицу экранного времени снизилась. Я совсем не понял эпизод про Мистера Берлина, да и озабоченный священник-филолог мне не пришёлся по нраву. И, наконец, хоть не додумывать финал для продолжающей выходить манги в экранизации - проявление большой мудрости и возвышенной добродетели, всё-таки, думаю, стоило бы хоть как-то обозначить в последней серии паузу. Сюжет не пришёл ни к чему настолько, что даже непонятно становится, к чему он шёл. Аниме остаётся отличным, но всё-таки не такой чистый незамутнённый восторг по сумме впечатлений, как от первых серий.
Что ж, жду, отчаянно жду второго сезона. "Maria Holic" - рекомендую всем, кому нравятся хорошие комедии, аниме с элементами безумия, трапы или юри! По всем пунктам - не разочаровывает!
*фанат комедий и аниме с элементами безумия и юри *___* Хотя там и юри как такового и нет, в основном лишь стеб над оным...