Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Даже опытный пират
Будет в схватке с ним не рад,
Потому что пьет пират,
Потому что пьет пират,
Потому что пьет пират
Джин!
Ансамбль «Гротеск», "Песня о пользе спорта"
Прочитал "Сокровище Голубых гор" Эмилио Сальгари. Собственно, к этому меня сподвигло лишь то, что эту книгу я увидел на прилавке как раз вскоре после прочтения "Таинственного пламени царицы Лоаны" Эко и не мог отказать себе в знакомстве с одним из упомянутых там источников (по меньшей мере, это проще, чем читать "Хронику" Никиты Хониата и прочие типичные для Эко источники).
Это типичный приключенческий роман конца XIX века (правда, вот неудача, не относящийся к серии о Сандокане и или Чёрном Корсаре). Концентрация стереотипов на авторский лист не может не поражать. Судите сами: знаменитый капитан после кораблекрушения стал королём туземцев, добыл на их острове горы золота и, чувствуя приближение смерти, запечатал в бочки письма к своим оставшимся в далёкой Южной Америке детям, сообщающие им, где те могут найти сокровища (очевидно, он не очень скучал по детям, коль скоро не распространил ранее бочки с просьбами забрать его). Бочонок этот вылавливает злобный пират Рамирес, но, несмотря на свои аморальность и корыстолюбие, отчего-то передаёт второй экземпляр письма и приложенного к нему тотема туземцев (да, в бочке их отчего-то было два) детям покойного. Те нанимают храброго капитана Ульоа и отправляются к берегам Новой Каледонии, где их настигает шторм, предательство, бунт команды, затем попутный ветер ровно в нужный момент, встреча с дружелюбными дикарями, похищение девушки и спасение её и з плена, множество перестрелок и, наконец, овладение сокровищами.
Персонажи очаровательно плоские. Капитан полон благородства и постоянно или проявляет спокойное мужество или пылает праведным гневом; дон Педро, наследник сокровищ, правда, всё время ноет и очень раздражает, то такова уж роль приключенческого "доктора Ватсона"; его сестра (до стодвадцатой страницы я был уверен, что автор сам забыл её имя, поскольку звал её не иначе как "девушка") нужна исключительно для того, чтоб в перерывах между приключениями герои уводили её в каюту или другое безопасное место - и чтоб злодей её похитил (правда, Сальгари столь целомудрен. что при этом она не оказалась раздетой до нижнего белья и прикованной к скале, а ведь это единственная функция женских персонажей в такой литературе); негодяй Рамирес, который уморил столько невольников китайцев (исключительно в такой форме упоминают о нём герои, практически "собака Калин-царь"), до мозга костей годояист, зловеще бородат и метис; его агент, предатель Эмилио, так часто зловеще улыбается и трётся около всяких жизненно важных атрибутов экспедиции, что только кристальной души искатели приключений могли его не заподозрить - но потом резко и без очевидных предпосылок исправляется, причём его социопатия девается куда-то бесследно.
Не могу не отметить очаровательно-наивный расизм этого произведения. Не знаю, в какой степени это связано с условностями жанра, а в какой с духом времени, но Сальгари, неоднократно вкладывая в уста героев восхищение сметливостью дикарей при взгляде на их лодки и силки, в то же время постоянно роняет выражения типа "естественное превосходство расы" и ничуть не стесняется, когда капитан, после того, как туземцы сообщили, что пробраться сквозь пещеру с муренами им будет сложнее, чем белым, которые защищены одеждой, доброжелательно отвечает "идите вперёд и расчистите нам путь!". Кстати, похоже, стать королём туземцев может любой белый, людоеды только и ждут, чтоб какой-нибудь европеец явился к ним и они объявили бы его великим вождём.
Тут можно было бы ещё сказать о прелестной речи героев (о, как тут изъясняется старый боцман!), о поведении злодеев лучших традициях классических комиксов - Рамирес систематически избирает самый сложный путь к убийству противников, игнорируя простые и очевидные, о роялях, вываливающихся из кустов не очень часто, зато с оглушительным грохотом, но обо всём этом вы легко догадаетесь и сами. Если Умберто Эко действительно вырос на книгах вроде "Сокровища Голубых гор", в пору поверить, что природные данные важнее среды.